Регуляторную гильотину заклинило

Ксения Клепча
22 декабря 2020, 21:08

С 1 января 2021 года весь массив норм, устанавливающих обязательные требования, должен был быть полностью отменен, за исключением тех правовых актов, которые согласованы с бизнесом. Это позволило бы существенно снизить административную нагрузку на бизнес

Виталий Невар/ТАСС

Процесс пересмотра всех действующих обязательных требований для бизнеса с целью понять — соответствуют ли они современным реалиям, назвали «регуляторной гильотиной». Обязательных для бизнеса требований чересчур много и вся деятельность бизнеса сильно зарегулирована. Это является одним из основных препятствий для развития бизнеса, поэтому бизнесу в Регуляторной гильотине отведена решающая роль.

Все нормативно-правовые акты, которые должны были быть пересмотрены, обязательно предварительно рассматриваются рабочими группами, состоящими из представителей бизнеса. Бизнес может сформировать и обсудить с разработчиком акта свои замечания и предложения. Разработчик же в свою очередь не имеет право не урегулировав все замечания с рабочей группой принять акт.

Звучит все красиво, но без проблем не обходится. Яркий пример – история с приказом Минприроды России № 333 «Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей».

Чище чем надо

Смысл этого приказа примерно такой ­– компании обязаны чистить сбросы в водный объект до качества, значительно лучшего, чем качество забираемой воды из этого объекта. При этом качество воды в водном объекте может быть обусловлены естественными причинами. Такие требования могут нести необходимость строить очистные сооружения, превышающие стоимость всего промышленного объекта. Государство предлагает бизнесу, чтобы их промышленные объекты стали заводами по очистке воды.

Приказ регулярно критиковался со стороны бизнес-сообщества. По его мнению, требование заставлять промышленные предприятия очищать воду до лучшего качества, чем забираемая вода, - абсурдно.

«Минприроды оценивает сбросы по ПДК, предусмотренным для рыбохозяйственных водоемов. При этом, например, для питьевой воды нормативы намного менее строгие. Если мы сбрасываем не хуже того, что забрали – непонятно, как мы наносим ущерб. Кроме того, речь о природном фоне самого водоема, который превышает нормативы​ ПДК исходя из его природных особенностей. Например, по железу, меди, марганцу многие водные объекты в нашей стране формально загрязнены если сравнивать их содержание с нормативом ПДК. Очистить от них сбрасываемую воду практически нереально, плюс встает вопрос обращения с отходами очистки – придется видимо создавать полигоны, что не очень безопасно. Также в нашей стране никогда не существовала понятия​ ​ ​ инвентаризации сбросов.​ ​ В старых справочниках было сказано, от каких веществ каждый тип производств должен очищать свои сточные воды, по этим пособия проектировались все очистные в стране. Сейчас фактически нормируют по тому, что находят на конце трубы. При этом начинают находить то, что вообще не может ниоткуда взяться», – отметил начальник департамента АО МХК Еврохим Кадыров Олег.

Недовольны были и федеральные органы исполнительной власти: приказ содержал противоречащие друг другу положения, которые, в том числе, создавали необоснованные административные барьеры для субъектов предпринимательства.

Минприроды России бизнес и коллег «услышало», а потом представило на государственную регистрацию в Минюст России новый приказ от 30.07.2020 № 516 «Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты».

Двое из ларца

Но есть проблема: его основные положения идентичны приказу № 333. При этом важно отметить, что Приказ № 516 был утвержден Минприроды России до момента обсуждения и снятия разногласий к проекту приказа бизнес-сообществом на рабочей группе. Хотя рабочей группой и экспертами при ней было сформировано больше 60 замечаний и предложений. Несмотря на многочисленные обращения бизнес-сообщества по вопросу недостатков Приказа № 333, большинство замечаний и предложений учтены не были.

Бизнес же предлагает узаконить сброс воды фонового качества, т.е. дополнительное количество загрязняющих веществ в сбросы не привносятся. Вода возвращается в водный объект ровно того качества, которого ранее была взята. Поэтому хозяйственная деятельность в таком случае не оказывает воздействие на окружающую среду.

По мнению экспертов, возложение на предприятие обязанности очищать забираемую воду от природного фона или от сбросов других недобросовестных предприятий – не допустимо.

Представители бизнеса в рабочей группе регуляторной гильотине против предлагаемой Минприроды России редакции, в том числе против крупные объединения (РСПП, Опора России и прочие) и Минэкономразвития России, которое ранее выдало отрицательное заключение по оценке регулирующего воздействия.

«Мы считаем, что при нормировании сбросов должен учитываться фон в водном объекте. Нельзя возлагать на предприятие обязанность очищать воду от загрязнения, сформировавшегося под действием других источников, расположенных на водном объекте, а также под действием природных факторов. Если я взял воду какого-то качества и сбросил такого же – я являюсь добросовестным пользователем. В таком случае нет привнесения загрязняющих веществ и предприятие не может являться загрязнителем. Минприроды России считает иначе, и вместо того, чтобы заставить Росприроднадзор принять меры к загрязнителям – если речь о загрязнении, а не природном фоне, перекладывает их финансовые обязательства по строительству очистных сооружений на других водопользователей, которые и так полностью очищают воду от своего привнесенного вреда», – говорит член президиума правления «Опоры России» Александр Павленко.

При этом очищение же воды до значений ПДК может привести к гибели местной водной флоры и фауны, так как она приспособлена жить в сложившихся фоновых условиях.

Минприроды России по-прежнему игнорирует позицию и продвигает переутверждение старого документа. Это дискредитирует регуляторную гильотину.