РЖД не сбавляет темпы

22 декабря 2020, 16:56

Перевозчик демонстрирует устойчивое развитие в период пандемии

Сергей Фадеичев/ТАСС

В декабре 2020 года деятельность ОАО «Российские железные дороги» была отмечена сразу двумя наградами. Дирекция скоростного сообщения компании получила премию программы «Развитие регионов. Лучшее для России» за открытие проекта рельсового туризма «Рускеальский экспресс», а также награду правительства Москвы за использование экологически чистых энергетических технологий в организации работы депо «Подмосковная», где обслуживаются «Сапсаны» и «Ласточки». Ранее железнодорожный перевозчик вошел в пятерку российских лидеров рейтинга устойчивого развития ESG агентства RAEX-Europe, а также стал лауреатом премии «ECO BEST AWARDS» за внедрение системы экологической безопасности в сервисе на поездах «Сапсан». Эксперты отмечают, что последние признанные достижения РЖД являются только «вершиной айсберга», за которой стоят большие ежедневные усилия перевозчика по поддержанию стабильности и сохранению темпов развития железнодорожного транспорта.

Вызовы времени и рост показателей

Собственно, как и для всех участников рынка, 2020 год выдался для перевозчика тяжелым. Ограничительные санитарно-эпидемиологические меры и снижение покупательской способности населения на фоне глобальной пандемии привели к существенным изменениям рыночной конъюнктуры и, в частности, к весеннему падению общих показателей объемов грузовых и пассажирских перевозок. Соответственно, возникла необходимость в организации новых маршрутов и форматов обслуживания клиентов, а также в проведении еще более гибкой тарифной политики. При этом роль РЖД в поддержании социальной стабильности значительно возросла. В частности, на протяжении всего 2020 года от железнодорожного перевозчика как от основного звена, связывающего регионы России, напрямую зависел вопрос своевременного снабжения россиян продовольствием и медикаментами.

С этими задачами, как показывает статистика, холдинг справился. Так, только контейнерные перевозки в январе – ноябре 2020 года увеличились, по сравнению с аналогичным показателем прошлого года, на 16,5%. Всего за это время было отправлено более 5,3 млн контейнеров ДФЭ, в том числе 2,1 млн ДФЭ (+12,3%) во внутреннем сообщении, около 1,3 млн ДФЭ (+14,3%) в экспортном и порядка 1,1 млн ДФЭ (+15,9%) в импортном. Существенный рост продемонстрировали и показатели транзитных контейнерных перевозок. В частности, с начала года было отправлено 719 тыс. ДФЭ (+37,5%) транзитных грузов. В ассортиментном срезе в этом году по объемам контейнерных перевозок лидировали химикаты, лесные грузы, бумага, машины и станки, а также черные и цветные металлы. В сегменте продовольственных товаров наибольший рост к началу декабря показали перевозки зерна (+39%), сахара (+41%) и муки (+10%). В среднем контейнерные транспортировки продуктов питания по сети РЖД выросли в 1,4 раза.

Транзит Восток– Запад

В середине ноября на сети был зафиксирован новый исторический рекорд грузовых перевозок – с начала года транспортировали более 5 млн ДФЭ. Добиться этого, во многом, позволила стабильная тарифная политика РЖД. Например, ставки на транзит не менялись с 2011 года.

К концу года РЖД удалось удвоить объем транзитных контейнерных перевозок в сообщении Китай - Европа – Китай. Одним из существенных факторов этого стала организация транзита санкционных товаров через Россию с использованием так называемых электронных навигационных «пломб». Совместно с французской компанией SNCF Forwardis и китайской COSCO Group РЖД еще летом отправили первый поезд по «широкой колее», который связал Восточный Китай с Парижем. Договорился российский холдинг с китайской стороной и об организации собственного постоянного грузового сообщения. Уже в конце июля в Подмосковье на терминально-логистический центр «Белый Раст», который является совместным предприятием ОАО «РЖД» и Группы компаний «Порт Ляонин», из КНР прибыл первый регулярный контейнерный поезд.

Обновление и поддержка

Что касается пассажирских перевозок, то усилия в 2020 году были сосредоточены на поддержке спроса на внутренний туризм. Компания также открыла собственные новые маршруты, в том числе отмеченный премией поезд «Рускеальский экспресс», а также состав «Сочи», курсирующий на Черноморском побережье Кавказа. Параллельно была серьезно расширена география скоростных поездов «Ласточка», которыми, кстати, скоро начнут управлять и женщины-машинисты. Соответствующая программа подготовки кадров уже появилась в РЖД.

Продолжилась в этом году, несмотря на все сложности, и работа по модернизации вокзальных комплексов и обновлению парка вагонов. Перевозчик открыл новый вокзал в Улан-Удэ, реконструированный вокзал в Иванове, первый модульный вокзал на станции Сосногорск в Республике Коми, а также завершил масштабную реконструкцию железнодорожного вокзала Шарья в Костромской области.

Цифровизация и нацпроекты

Одновременно во время пандемии компания продолжила работу по созданию единой цифровой платформы. По словам заместителя генерального директора холдинга Евгения Чаркина, Стратегия цифровой трансформации ОАО «РЖД» была принята в 2019 году и состоит их 55 крупных проектов. В 2020 году, как он заверил, ни одна из этих программ не была свернута. Более того – в пандемию подтвердилась высокая востребованность дистанционных сервисов. Так, например, значительный рост клиентской базы был отмечен на платформе «Грузовые перевозки».А созданные электронные сервисы для пассажиров позволили в этом году на 30% увеличить продажи электронных билетов.

Оценивая успехи железнодорожного перевозчика в вопросе цифровизации и улучшения сервиса, эксперты не исключают, что на базе электронных площадок РЖД вообще может быть создана общеотраслевая платформа национального масштаба. В частности, как считает директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Антон Замков,электронная торговая площадка РЖД «Грузовые перевозки» вполне может успешно взаимодействовать, например, с цифровым многосторонним автомобильным пунктом пропуска(МАПП) и системой «Платон» в целях создания единой мультимодальной транспортной площадки. Подобная перспектива была озвучена, в частности, на прошедшей в середине декабря транспортно-логистической конференции «PRO//Движение.Digital».

В целом, как отмечают эксперты, от деятельности системообразующих компаний сегодня, в непростое с экономической точки зрения время, зависят перспективы своевременного выполнения национальных проектов. В РЖД уверяют, что несмотря на эпидемиологическую обстановку, перевозчик продолжает реализацию проектов общегосударственной важности.В том числе не останавливаются работы по модернизации БАМа и Транссиба..