Госкорпорация развития ВЭБ.РФ и акционеры Росводоканала намерены создать совместное предприятие, которое будет бороться за рынок водоснабжения и водоотведения, тесно связанный с городской инфраструктурой ЖКХ. Действовать частно-государственная компания будет на концессионной основе.
В Росводоканале, или полностью ООО «Управляющая компания „Региональные объединенные системы „Водоканал“» 90% капитала, по данным РБК, принадлежит Михаилу Фридману, Герману Хану и Алексею Кузьмичеву; 10% — у гендиректора Антона Михалькова. Он возглавит и новое совместное предприятие, которое уже называют с приставкой «мега».
А в новом СП доли участия делятся так: у ВЭБа будет 25% капитала, у акционеров со стороны Росводоканала в совокупности 75%. Мега-предприятие будет создано на базе холдинговой компании «Региональные объединенные системы водоканал» (ХК «РВК», с уставным капиталом 10 тысяч рублей).
Такое партнерство крупнейших представителей частного капитала, в личном качестве, и государственной корпорации не имеет прецедента. Это частно-государственное партнерство в буквальном смысле, так как ВЭБ.РФ является не просто государственным, а Агентом гправительства РФ. И — на высшем уровне: активы ВЭБа с состояниями его частных партнеров сопоставимы .
По замыслу участников совместного предприятия, госкорпорация поможет снять административные барьеры для работы компании в регионах. Как сообщает РБК со ссылкой на собственные источники, клиентами нового концессионера должны стать 20 млн человек.
ВЭБ – крупнейший госбанк и институт развития. Восходящий к 1949 году, а ныне принадлежащий «Альфа-Групп» Росводоканал — один из нескольких, наиболее крупных операторов централизованных систем водоснабжения и водоотведения. Его клиентская база расположена на севере, востоке и юге страны, включает жителей ряда крупных городов и составляет 5 млн человек. Немало, но очевидно, совместное предприятие замахивается на куда большую клиентуру.
«Мы готовились к этой сделке очень серьезно — несколько месяцев, в том числе обсуждали идеологию. Для ВЭБа это ответственный шаг — решение доверить свое имя бизнесу, и это дорого стоит», — заявил агенству РБК источник, близкий к Росводоканалу.
Весной 2020 года глава ВЭБ Игорь Шувалов в интервью отмечал, что банк занимается, в частности, «отстраиванием современной городской экономики, промышленными и инфраструктурными проектами». По контексту сказанного, он видит интерес к указанным направлениям у американских инвесторов. А в принципе, это приориететы новой бизнес-модели госкорпорации до 2024 года.
ВЭБ.РФ сможет показать в своей отчетности эту деятельность как соответствующую национальным целям развития до 2030 года, в частности, выполнению нацпроектов «Экология», «Здравоохранение» и «Формирование комфортной городской среды.
Новая компания планирует стать крупнейшим всероссийским оператором на рынке водоснабжения и водоотведения, отмечает главный аналитик ТелеТрейд Марк Гойхман. Сейчас более половины его занимают региональные государственные управляющие компании.
Росводоканал имеет долю рынка в 11%, работая в 7 регионах. Рынок исключительно капиталоемкий, изношенная инфраструктура постоянно требует огромных инвестиций в своё поддержание и развитие. Местные бюджеты просто не имеют таких необходимых средств, а у федерального бюджета нет возможности и оснований покрывать данные расходы, отмечает аналитик.
Идея же состоит в том, чтобы сформировать мощного концессионера-инвестора. Договор концессии, по общему правилу, означает, что его оператор использует объекты в госсобственности и получает доход от них при условии создания, реконструкции, содержания данных объектов. В этой структуре ВЭБ станет источником денег, а Росводоканал - организатором и эксплуатантом системы. Каждая из данных структур будет получать доход от потребителей, в чём и заключается её интерес.
Таким образом, указывает Марк Гойхман, экономятся бюджетные средства, то есть и государство имеет финансовые преимущества. Не случайно предприятие создается в условиях 2020 года, когда федеральный бюджет стал дефицитным, не говоря уже о региональных. Кроме того, мощь госкорпорации поможет преодолевать административные барьеры и необходимость согласований проектов. Возможно, это улучшит ситуацию с инвестициями в данную запущенную сферу и обновит важную инфраструктуру.
Но государство идет вновь по привычному и не показавшему своей эффективности пути формирования крупных доминирующих госструктур в различных секторах, отмечает он. Для них, как правило, важен процесс, а не результат; «освоение» средств, а не конечная эффективность.
Кроме того, добавляет Марк Гойхман, при данном подходе создается новый монополист российского уровня, заинтересованный и способный к формированию монопольно высоких цен для получения доходов от концессии. Его возможности, поэтому, могут проявиться не только в увеличении инвестиционных и эксплуатационных затрат, но и в облегчении повышения тарифов.