Налоговые послабления: все или ничего

Игорь Серебряный
корреспондент Expert.ru
14 апреля 2021, 19:49

РСПП добился включения сразу двух своих предложений о налоговых послаблениях в список поручений Владимира Путина правительству. Первого ответа на поручения президент ждет уже 15 апреля.

www.facebook.com/rspp.rspp
Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей
Читайте Monocle.ru в

Изучить возможность освобождения от налога половины прибыли компаний, инвестируемой в производственные проекты, а также — снижения налога на имущество организаций, поручил правительству совместно с РСПП Президент Владимир Путин.

А до 1 июня правительству совместно со всеми ведущими бизнес-организациям предстоит разработать дополнительные меры налогового стимулирования инвестиционных проектов, и, кроме того — страховки рисков для экспортеров.

Этот ряд поручений от 9 апреля идет в духе стратегии повышения инвестиционной активности бизнеса — и весьма энергичного лоббизма РСПП. Они последовали за совещанием о мерах по стимулированию инвестиционной активности, прошедшим 11 марта.

Самому РСПП изучать предложения не нужно, так именно Союз предпринимателей их и подготовил. Об этом Expert.ru рассказал вице-президент РСПП Александр Мурычев. Теперь представителям деловой организации надо убедить правительство, где ее предложения встретили как поддержку, так и решительные возражения.

Государством запланировано, что к 2030 году годовой объём инвестиций в основной капитал в России должен вырасти не менее чем на 70% по сравнению с 2020 годом (когда инвестиции, по данным ВШЭ, составили 20,1 трлн рублей). Но пока представители бизнеса очень осторожно реагируют на призывы к инвестированию. В 2021 году рост инвестиций прогнозируется всего на 3,1 процента, а в 2022 году максимум на 6 процентов, что явно недостаточно, чтобы выйти на контрольную цифру к назначенному сроку.

Чтобы действительно выйти на этот уровень, необходимо системно поддерживать инвестиционные проекты отечественного бизнеса, указывал глава государства. Системность подразумевает и другие стимулирующие меры для того, чтобы компании направляли на инвестиции бо́льшую долю прибыли.

Меняем синицу на журавля

Ближайшей задачей по повышению инвестиционной активности частного бизнеса является совершенствование инвестиционного налогового вычета (ИНВ), отмечает Александр Мурычев.

«Президент Путин, давая это поручение, исходит из того, что наши предложения надо принимать хотя бы в какой-то части, потому что условия для инвестирования надо создавать безотлагательно — иначе мы не сдвинемся с места. Так что мы будем приветствовать любое движение в сторону снижения налогов», — сказал Мурычев в беседе с Expert.ru.

Путин поставил жесткий срок — четверг 15 апреля — для определения механизма ежегодной компенсации бюджетам регионов, предоставивших ИНВ на прибыль организаций. Такая компенсация должна составить 67 процентов от суммы недополученных субъектами федерации доходов.
Предпринимательское сообщество, как узнал Expert.ru, ранее предлагало правительству снизить ставку налога на имущество в обмен на некоторое повышение налога на прибыль. «Размен» одного налога на другой обсуждался 19 марта с участием первого вице-премьера Андрея Белоусова. Президент же сделал шаг, которого инициаторы предложений и не ожидали — распорядился рассмотреть возможность налоговых вычетов по обеим статьям, но пакетом: или всё, или ничего.

Подобная «щедрость» главы государства не означает, что предложения будут приняты в том виде, в каком их представил РСПП. Предприниматели поэтому пока не спешат открывать шампанское, но все же они видят хороший знак в том, что Путин дал распоряжение правительству изучить этот вопрос на совещании 9 апреля.

Предложение Путина компенсировать две третьих выпадающих доходов регионам из федерального бюджета не приводит в восторг Минфин РФ, поскольку средства для таких трансфертов придется изымать из федерального бюджета. В Минфине видят налог на имущество синицей в руках — он наиболее полно собирается, принося ежегодно более триллиона рублей бюджетных поступлений. Прибыль же — это журавль в небе, размер которой заранее предсказать невозможно.

Согласно поручению президента, премьер Михаил Мишустин и глава РСПП Александр Шохин должны будут найти какую-то консолидированную позицию. Expert.ru выяснил, что предприниматели не намерены биться насмерть за цифру 50 процентов и готовы к компромиссу в очень широких пределах. Сама эта цифра — 50 — с самого начала была предложена предприятиями как наиболее разумный компромисс между желаемым и возможным.

Сейчас ИНВ успешно работает лишь в ряде регионов, но потенциально он может быть задействован в большинстве из них при условии его доработки. Для этого, указывают в РСПП, необходимо продлить механизм действия ИНВ до 2037 года и провести его «тонкую настройку» с учетом правоприменительной практики.

Хотя ни в каких документах это прямым текстом не указано, аналогичное обязательство — обмен налогового вычета на обязательство реинвестировать эти суммы в производство — подразумевается и в части налога на имущество организаций, рассказал осведомленный источник Expert.ru.

С 1 апреля 2020 года начал действовать федеральный закон «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» (СЗПК). Он оказал положительное влияние на инвестиционную активность, но в бизнес-сообществе убеждены, что маслом кашу не испортить.
Предприниматели хором призывают «накормить корову прежде, чем ее доить»: дать предприятиям проинвестировать в основные фонды, в собственное расширение, заработать прибыль, и тогда налог на прибыль сторицей возместит те суммы, которые первоначально выпадут из-за ИНВ. Но за один год это сделать невозможно — как считают в бизнес-сообществе, смотреть имеет смысл на перспективу до 2024 или даже до 2030 года.

С точки же зрения Минфина, это похоже на формулу «утром стулья, вечером деньги». Ведомство Антона Силуанова и не может рассуждать иначе, поскольку для него одна синица в руках сегодня важнее стаи журавлей в небе через несколько лет.
Но в деловой среде настаивают, что когда речь идет об ускорении развития экономики и росте внутренних инвестиций, то у инвесторов должны быть какие-то еще мотивации помимо понимания ими важности общегосударственных интересов. 

Модернизация, цифровизация, экологичность

Согласно докладу НИУ ВШЭ «Макроэкономические эффекты COVID-19 и перспективы восстановления экономики», ситуация с инвестициями в России не так уж катастрофична. В самом тяжелом 2020 году инвестиции в обработке выросли на 1,7% за счет фармацевтики, химии, пищепрома, металлургии, а также в здравоохранении и  складской.

Для российского бизнеса, независимо от размера, всё большую роль играют трансграничные вызовы, одним из которых стала постковидная реальность. Эта новая реальность такова, что без стремительного технического апгрейда отечественный бизнес, а с ним и национальная экономика, может не рассчитывать занять сколь-либо заметное место на глобальном рынке, считает специалист Минэкономразвития, бывшая директор Центра стратегического развития Людмила Варфоломеева.

«Огромное число российских предприятий до сих пор работает на советском оборудовании и по стандартам советского же времени. Одно только это отрезает им выход на рынки, где предъявляются с каждым годом все более жесткие требования к экологичности производства. Российские промышленники столкнулись с необходимостью обновления существующих мощностей и строительства новых по самым передовым стандартам. Это очень дорогостоящие и долгосрочные проекты, поэтому запрашиваемые ими 50 процентов налоговых вычетов на эти цели будут существенным подспорьем», — указывает она.

Российские промышленники стоят также перед лицом широкомасштабной цифровой трансформации экономики. Как считается, не проведя ее, отечественные производства окажутся в категории «ретро» — то есть полностью неконкурентоспособными за пределами национального рынка.

Среди отраслей, в которых Россия должна поднажать в первую очередь, в НИУ ВШЭ называют электронику, оптоэлектронику, информационно-коммуникационные технологии, биотехнологии, аддитивное производство, робототехнику.

Инициатива РСПП, поэтому, продиктована не групповой корыстью предпринимателей, которые ищут любую лазейку для «оптимизации» налогообложения; это для них — и для всей российской экономики - вопрос жизни и смерти, подчеркивает эксперт МЭР.

«Естественно, что бизнес всегда в первую очередь ищет способы максимизировать прибыль. Но сейчас создалась такая ситуация, когда предпринимателям для того, чтобы сохранить и расширить свой бизнес, приходится поспевать за требованиями модернизации, цифровизации, “зеленой” экономики», — говорит Варфоломеева.

При всем при этом, продолжает она, было бы наивно ожидать, что инициативы, подобные обсуждаемой, автоматически получают «зеленую улицу» в правительстве. В правительстве, подтверждает эксперт, имеются люди, считающие предпринимателей категорией, интересы которой противоречат задаче пополнения государственной казны. «Если вы отпустили корову пастись, надо внимательно следить, чтобы она не ушла с пастбища не подоенной», — повторяет она любимую метафору предпринимателей.

«Сторонники использования бизнеса как дойной коровы защищают свою позицию необходимостью пополнения государственной казны изо всех доступных источников. Для них налоговые послабления бизнесу противоречат такому подходу. Подобная идеология является для российского предпринимательства серьезной институциональной проблемой. Если даже воспринимать бизнес как дойную корову, то ее и кормить надо по высшему классу, чтобы она давала достаточно молока!», — соглашается с предпринимателями эксперт МЭР.

В начале апреля Минэкономразвития утвердило изменения в проект-спутник закона о контрольно-надзорной деятельности. Это сделано во исполнение указа президента РФ, изданного в 2020 году. Владимир Путин тогда потребовал от госорганов, которые контролируют деятельность предпринимателей, перейти на новые правила.

«Можно сколь-угодно говорить о регуляторной гильотине, о сокращении надзорного давления на бизнес. Но это палка о двух концах. Я не сторонник черно-белого подхода к отношениям государства и бизнеса. Вполне понимаю опасения, что под видом инвестиций в техническое перевооружение какие-то предприниматели могут ради получения налоговых преференций подгонять под эту графу затраты, не имеющие никакого отношения к декларируемым задачам. И это уже вопрос государственной мудрости — как найти баланс между раздачей бизнесу налоговых преференций и контролем за тем, чтобы этими послаблениями не злоупотребляли», — заключает Варфоломеева.