Почерк – это индивидуальная устойчивая манера письма. Индивидуальность выражается, например, в специфичной форме, величине, наклоне букв, сжатости или растянутости строк, расстоянием между словами.
Когда мы пишем, то сознательно задействуем свои двигательные и психические функции. Как именно писать, то есть координацию движений, мы по большей части знаем еще до того, как начинаем этому учиться. Получается, что своеобразие и индивидуальность движений, заложены изначально, до автоматизации навыков письма.
После автоматизации навыка своеобразие становится заметнее. Чем почерк сильнее отклоняется от шаблона (типового выполнения), тем он индивидуальнее.
Эти общие и индивидуальные особенности почерка лежат в основе почерковедческой экспертизы. Когда она появилась? Как экспертиза помогает установить автора? Почему так востребована сейчас?Когда появилась экспертиза почерка?
Почерку столько же лет, сколько и письменности. Письмо на Руси существовало с XI века. Со временем оно разделилось на три основных вида: устав, полуустав и скоропись.
Уставом называли самый древний и самый торжественный тип письма. Он строг и геометричен. Буквы не соединяются, а их форма напоминает квадрат.
Полуустав менее строгий тип письма. Он был нужен для создания и переписывания рукописей, например, объёмных летописей. Поэтому устав упростили: у букв появился наклон, исчезла геометричность и соразмерность.
Скоропись – самый простой тип письма
Неудивительно, что с XVI века он стал преобладать. Письмо стало свободным и размашистым. Элементы букв уже не боялись вылезать за пределы строчек. У букв появились изогнутые линии, округления и крючки. Именно тогда стали заметны индивидуальные особенности почерков писцов.
С момента утверждения скорописи как базового типа письма и появилась возможность идентифицировать автора через его почерк. Вот посмотрите, какой замечательный исторический пример приводит в своей книге «В мире криминалистики» советский и российский учёный-правовед, д. ю.н., профессор, специалист в области криминалистики и судебной экспертизы Иван Филиппович Крылов.
В 1508 году жена князя Фёдора Кемского судилась с князьями Даниилом и Давидом Кемскими. Анна Кемская пыталась через суд вернуть себе право собственности на вотчину и село с деревнями. В суде рассматривали купчую грамоту. Инициатором почерковедческой экспертизы выступил князь Дмитрий. Дьяки исследовали спорный документ и образцы почерка князя Фёдора Кемского.
Какой вывод они сделали?
«Дмитрий Володимерович купчую грамоту княж Федорову руку, что положил князь Данило да князь Давыд, и княж Федорову руку ж деловую положил перед Дмитриеем княжин Аннин человек Тимошка, великого князя диакам все казал. И диаки смотрев сказали, что та купчая, и деловая, и запись, все трое рука одна.»Источник: Акты юридические, СПб, 1838, №13.
Первым российским криминалистом, который систематизировал исследование почерка, стал Евгений Фёдорович Буринский. Приведём в качестве примера одно его исключительно актуальное высказывание о вариационности почерка, данное при проведении почерковедческой экспертизы о подложных векселях:
«Не только люди с маловыработанным почерком <…>, но и с почерком вполне установившимся, не делают свои подписи фотографически между собою сходными: в каждой из подписей имеется какая-нибудь особенность, отсутствующая в других.Когда подделыватель, намеревающийся совершить несколько поддельных подписей одного лица, имеет в своем распоряжении для копирования только одну подлинную подпись, то он не знает, что в этой копируемой подписи принадлежит почерку как постоянный элемент, и что явилось результатом случайности; поэтому он воспроизводит в своих подделках и эти случайные особенности, повторяя их во всех подделываемых подписях. Такое повторение и является явным доказательством подделки.»
Источник: Крылов И.Ф. «Были и легенды криминалистики.
Как почерк помогает установить автора?
У каждого человека особенный почерк, несмотря на то, что всех нас учат письму одинаково. Эта особенность складывается из: навыков письма, а также внешних (объективных) и внутренних (субъективных) факторов.
Учёные-почерковеды, работая с образцами, держат в голове формулу: Почерк = Личность + Среда.
При письме, особенно торопливом, мы не задумываемся на техникой. Почерк – это автоматический навык, на который влияют различные факторы. Перед тем, как мы их перечислим, давайте остановимся на первом понятии из формулы – «личность».
Используя в формуле понятие «личность» (прим. автора: а не «человек»), почерковеды сознательно делают акцент на проявлении личностных особенностей (физических и психических). Например, на почерк могут влиять особенности зрения, анатомическое строение рук, да даже вес и рост.
Понятие «среда» из формулы – это совокупность условий, которые могут влиять на автора рукописи и его почерк.
Итак, что может повлиять на почерк?
- Условия выполнения рукописи: непривычная ручка или материал, на котором человек пишет; поза и место, например, движущийся автомобиль.
- Физическое состояние автора рукописи: после тяжёлой тренировки или бега, на морозе или сильной жаре и пр.
- Психоэмоциональное состояние: расстроенные чувства, испуг, злость, и пр.
- Тип мыслительных задач. Например, задачи, в которых необходима механическая концентрация.
Криминалистика, одним из разделов которой входит почерковедческая экспертиза, описывает три основных свойства почерка:
- Индивидуальность, о которой мы многое рассказали выше
- Динамическая устойчивость – это когда почерк одного лица остаётся стабильным, то есть не меняется, в разных рукописях, то есть при разных условиях.
- Избирательная изменчивость – это вариационность почерка. Проще говоря, когда на письмо влияют внешние факторы.
Эти свойства и признаки почерка (общие и частные) являются основой для построения экспертных выводов.
Эксперт-почерковед анализирует и оценивает признаки почерка и индивидуальность письма, а также факторы, которые на них влияют, например, возраст и пол, состояние здоровья, качество пишущих средств и материалов, позу и обстоятельства. Обстоятельств и факторов великое множество, поэтому эксперту очень важно выбрать верный метод исследования. Такой метод, который позволит максимально выделить и изучить признаки почерка в исследуемых рукописях и образцах, а также установить их идентификационную значимость.
Почерковед также должен учитывать, что за последние 30 лет объективные внешние факторы (методика обучения письму и образцы письма) и субъективные внутренние факторы (анатомические, физиологические и психические особенности) сильно изменились. Например, некоторые учёные говорят о том, что у современной молодёжи выработанность почерка существенно ниже. Оно и понятно: пишут всё меньше, в основном – набирают на клавиатуре. Почерк становится проще, снижается его связность.
Еще одно глобальное изменение – документооборот сегодня по большей частью электронный. На экспертизу всё чаще направляют копии документов.
Такие перемены, безусловно, влияют на развитие почерковедческих экспертиз. Экспертам приходится расширять свои специальные познания, проводить экспериментальные разработки и внедрять в работу новые методики. Всё потому, что экспертиза почерка становится всё востребованнее.
Материал подготовлен специалистами:
Центр экспертиз при Институте судебных экспертиз и криминалистики (Единый телефон 8-800-707-76-41 консультации бесплатно)