Банк России в этом году уже перешел к активному повышению ставок, темпы которого уже стали максимальными с 2014 года, однако останавливаться на этом не собирается.
Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина фактически дала понять, что уже на июльском заседании ключевая ставка будет повышена снова, причем нельзя исключать, что сразу на один процентный пункт.
На днях глава регулятора дала большое интервью Bloomberg TV, где фактически анонсировала очередной раунд ужесточения денежно-кредитной политики.
«Мы обсудим от 25 базисных пунктов до 1 процентного пункта повышения», — сказала Набиуллина, отметив, что решение будет приниматься на основе поступающих данных.
О каких данных идет речь — лишний раз объяснять не приходится. Центральный банк России беспокоит только одна цифра — уровень инфляции, и здесь есть повод перейти к активным действиям.
Согласно данным Росстата, в период с 16 по 21 июня потребительские цены в годовом выражении превысили 6%, а с начала месяца выросли на 0,4%. Особенно выделяется рост цен на продовольствие — 7,4%.
Безусловно, время еще есть, заседание состоится только 27 июля, но уже сейчас можно предположить, что ситуация вряд ли существенно изменится, так что очередное повышение ставок хотя бы на полпроцента практически гарантировано.
Рост инфляции сейчас наблюдается во всем мире, однако монетарные власти других стран не спешат тушить пожар ужесточением ДКП, понимая, что экономику в условиях и без того тяжелого восстановления не стоит сбивать с верного пути.
В качестве примера, в тех же Соединенных Штатах Америки в мае инфляция подскочила до 5%. Не слишком большая разница, однако Федеральная резервная система пока все еще считает этот рост временным и не спешит менять политику.
Российский ЦБ, напротив, подчеркивает, что рост цен не является временным и требует безотлагательного ужесточения политики.
Для многих экспертов очевидно, что рост цен в России во многом связан с внешними факторам. Стремительный рост биржевых цен на сырьевые товары и продовольствие сказывается и на росте цен на конечную продукцию.
Экономика России находится не в вакууме, и не может игнорировать эти процессы. Поэтому не совсем понятно, насколько эффективно ужесточение политики может влиять на эти процессы.
Так или иначе, участники рынка уже готовятся к действиям Центрального банка. Сводный индекс российских гособлигаций находится фактически на минимумах с марта 2020 года.
Доходность десятилетних ОФЗ сейчас составляет 7,2%, хотя в начале года была ниже 6%.
Стоит также добавить, что российский рубль вступает в период сезонной слабости, и во вторник показал рекордное с апреля снижение, а слабость валюты, как известно — лишь дополнительный повод для роста цен за счет удорожания импорта.
На каком этапе остановится ужесточение политики не может пока сказать даже сама Набиуллина.
“Мы должны нормализовывать политику, но на размер шагов и траектория будут зависеть от ряда факторов, потому что много неопределенностей?” — заявила глава ЦБ РФ, отвечая на этот вопрос.
Ясно одно, российская экономика, которая и так находится под давлением самых разных и далеко не самых низких налогов, а также переживает очередную волну ограничений из-за резкого роста числа заболеваний COVID-19, от ужесточения политики лучше себя чувствовать не станет.