В марте прошлого года аналитики венчурного фонда Sequoia Capital назвали коронавирус «черным лебедем 2020 года». Сейчас, летом 2021 года, у технологических инвесторов инвестиционная лихорадка. По данным CB Insights, за первые шесть месяцев текущего года стартапы собрали 292,4 млрд долларов. Наверняка они без труда превзойдут показатели прошлого года, составившие 302,6 млрд долларов.
Количество так называемых «мегараундов», т.е. крупных финансирований объемом не менее 100 млн долларов, в 2021 году уже достигло 751 и превзошло прошлогодний показатель в 665.
«По-моему, все это очень похоже на 1999 год,— заявил CNBC партнер в венчурном фонде Hoxton Ventures Хуссейн Канжи.— Столько же много денег и столько же много энтузиазма».
На фоне стремительного развития интернета доткомовские компании в конце девяностых пользовались на Уолл-стрит бешеной популярностью. Спекулятивное инвестирование привело к росту индекса Nasdaq Composite в 1995-2000 годах на 400%. К октябрю 2002 г. он рухнул на 80%.
В последние пять лет Nasdaq почти утроился. При этом рыночная капитализация нескольких гигантов, включая Amazon, Google и Facebook, превысила триллион долларов. Microsoft и Apple сейчас оцениваются выше 2 трлн долларов.
Астрономические оценки частных технологических компаний вызывают опасения у отдельных инвесторов. Например, в марте этого года IT-компания Stripe была оценена в 95 млрд долларов. Кстати, она стала примером крепнущей сейчас среди стартапов тенденции дольше, чем раньше, оставаться частными компаниями.
По данным CB Insights, в первой половине 2021 года более чем в миллиард долларов было оценено рекордное количество компаний — 249, почти вдвое больше, чем за весь прошлый год.
«Сейчас великое время для сбора фондов,— считает партнер венчурного фонда Accel Андрей Брасовеану. — Качество компаний и скорость, с которой они растут, просто беспрецедентны».
Сейчас, например, на рынке венчурных стартапов много говорят о компании Tiger Global. Еще больший фурор на рынке произвел японский финансовый гигант SoftBank со своим Vision Fund.
Естественно, рост конкуренции на венчурном рынке не остался незамеченным инвесторами. Канжи считает, что оценки частных технологических компаний все дальше уходят от реальности.
Британский финтеховский стартап OpenPayd, по словам его коммерческого директора Ирины Димитровой, сейчас как раз собирает деньги.
«Инвесторы говорят нам,— рассказывает она, — что мы просим слишком мало и что они дают не меньше ста миллионов».
При этом сотрудничать готовы немало людей, которые даже толком не понимают, чем конкретно занимается компания Димитровой. Это их, однако, не останавливает.
Во втором квартале этого года на долю финтеха в глобальном венчурном финансировании, по данным CB Insights, пришлись 22%.
«Инвесторы вкладывают все больше и больше денег, — продолжает Димитрова. — По-моему, это оказывает негативное воздействие на наш сектор в долгосрочной перспективе, потому что компании концентрируются не на производстве ценности, а на растрачивании полученных денег».
К буму на рынке венчурных стартапов подталкивают и низкие процентные ставки по кредитам.
При всем сходстве с 1999 годом, закончившемся лопнувшим доткомовским пузырем, 2021-й год все же сильно от него отличается, считает Хуссейн Канжи. Во-первых, пузырь 99-го подпитывался в основном хайпом, а не фундаментальными показателями, как сейчас. Во-вторых, сейчас появились компании, которые вообще обходятся без внешнего финансирования перед первыми раундами сбора крупных инвестиций. Например, американская компания Articulate, созданная в 2002 году, объявила в начале июля о раунде класса А объемом в полтора миллиарда долларов.
Европа не один год сильно отставала в развитии технологического сектора от США и Китая. Однако сейчас, по крайней мере, в отношении финансирования она быстро наверстывает упущенное. Инвестиции в европейские технологические стартапы сейчас стремительно растут. В КНР, кстати, в 2021 г. наблюдается противоположная картина – инвестиции в IT-стартапы снижаются. Это, очевидно, объясняется жесткой политикой, которую Пекин проводит в последнее время в IT-секторе.
В январе-июле текущего года европейские стартапы собрали почти 50 млрд долларов. Для сравнения: по данным Factset, за весь прошлый год они собрали 38 млрд.
Оценки ряда европейских технологических компаний поднялись до десятков миллиардов. Среди таких технологических единорогов, например, шведский производитель батарей Northvolt, платежный сервис Klarna тоже из Швеции и производитель программного обеспечения из Германии Celonis. В этом году приложение Gorillas стало европейским рекордсменом по скорости достижения статуса единорога. Gorillas побил установленный в прошлом году рекорд компании Hopin.
Очень мощное финансирование в IT-секторе привело к росту числа компаний, которые хотят стать публичными. В прошлом году очень много крупных технологических компаний провели IPO в США. В том числе и такие известные, как Airbnb и Coinbase.
На прошлой неделе финтехкомпания Wise провела в Лондоне крупнейшее пока в Европе в этом году первичное размещение акций.