Чем закончился внезапный визит Дмитрия Козака в Кишинев

Геворг Мирзаян
доцент Департамента медиабизнеса и массовых коммуникаций Финансового Университета при правительстве РФ
12 августа 2021, 12:45
Сергей Бобылев/ТАСС

Это другое

Как-то давно Владимир Путин, отвечая на вопрос о лидерах постсоветского пространства, заявил, что Москва работает с теми, кто есть, вне зависимости от его отношения к ним. И это прагматичный подход. Российская Федерация, в отличие от Соединенных Штатов, не занимается сменами режима в странах-партнерах или у соседей. На это у нее нет ни желания (российские чиновники и политики регулярно говорили о том, что мы не вмешиваемся во внутренние дела других государств), ни навыков, ни ресурсов. Исходя из этого приходится искать компромиссы даже с теми лидерами, которые настроены антироссийски.

Да, с некоторыми найти этот компромисс практически невозможно – например, с Владимиром Зеленским. Возможно, украинский президент сам по себе и готов о чем-то договариваться, однако эти договоренности не будут стоить и бумаги, на которых написаны. В условиях подконтрольности Киева американцам, сакрализированной русофобии в стране, ситуации с Крымом и Донбассом, а также неготовности президента Зеленского делать что-то поперек позиции украинских нацистов диалог с ним бессмысленен, поскольку любые соглашения банально не будут имплементированы. На это Владимир Путин, собственно, и намекал в своей статье, посвященной украинству как идеологии.

Кому-то может показаться, что с Молдавией договориться тоже нельзя – ведь в этой стране руководство также находится под внешним управлением, существует русофобия, а также местные радикалы. Однако все не совсем идентично. Молдавия находится под контролем не США, а Европы – более склонного к компромиссам с Москвой актора. Степень русофобии в Молдавии на порядок ниже, чем на Украине, как и общественная боль из-за потерянной территории – все-таки Приднестровье де-факто независимо уже более четверти века, к этому привыкли. Наконец, Молдавия в силу слабости ее экономики на порядок сильнее зависит от российского рынка, нежели та же Украина.

Именно поэтому на большие переговоры в Молдавию отправился замглавы администрации президента Дмитрий Козак – большой специалист по молдавским и приднестровским делам, с чьей подачи 18 лет назад едва не был решен приднестровский вопрос («план Козака» по созданию в Молдавии «ассиметричной федерации» был в последний момент сорван американцами). В Кишиневе российский чиновник провел целую серию встреч – с главой МВД, министром иностранных дел, вице-премьером по реинтеграции (занимающимся Приднестровьем) и т.д. Помимо них, он встречался с президентом Майей Санду. «У нас обширная двусторонняя повестка с Российской Федерацией и много тем, представляющих взаимный интерес для наших государств и граждан», - заявила глава молдавского государства.

Баш на баш

Судя по всему, Дмитрий Козак был доволен обсуждением этой повестки. «Разговор был очень конструктивным, в доброжелательном плане договорились о сотрудничестве и начале диалога на межведомственном уровне буквально с завтрашнего дня по всем тем проблемам, которые вызывают озабоченность у руководства Республики Молдова, у граждан Республики Молдова и руководства Российской Федерации», - заявил российский чиновник. То есть, переводя с чиновничьего на русский язык, стороны договорились о ведении предметных переговоров на уровне соответствующих ведомств. В то же время некоторых принципиальных соглашений удалось достичь уже в ходе визита Козака. Например, стороны, по словам Козака, «договорились о сотрудничестве по вопросам взаимной торговли, беспошлинной торговле, по снятию ограничений для российских экспортеров и ответных шагах о поставке молдавской сельхозпродукции на российский рынок». Это принципиальный вопрос для Молдавии, остро нуждающейся в доступе на российский рынок. В свою очередь, Майя Санду отказалась от блокады Приднестровья. Это уже принципиальный вопрос для Москвы, сотни миротворцев и сотни тысяч граждан которой в Приднестровье оказались зажаты между враждебными им и России Украиной и Молдавией.

Что же касается приднестровско-молдавского урегулирования, то, на первый взгляд, Москва съязвила в отношении Кишинёва. «Решение приднестровского вопроса – это внутреннее дело Молдавии, стороны должны договориться внутри страны. Россия готова оказать содействие, чтобы стороны договорились, мы не готовы выдвигать собственные условия урегулирования», - заявил Дмитрий Козак. Однако это не отписка и не издевка, а принципиальная позиция, причем не только по Приднестровью, но и по другим территориальным конфликтам на постсоветском пространстве. Молдавские руководители – как и грузинские с украинскими – не хотят вести переговоры с собственными «сепаратистами», желая вместо этого договариваться напрямую с Москвой, которая, по мнению Кишинева, Киева и Тбилиси за этими сепаратистами стоит. Россия же от такого варианта отказывается, ведь в этом случае конфликт будет выглядеть не как внутренний гражданский (чем он является), а как российское вторжение. Кроме того, Москва – как и большинство адекватных экспертов – понимает, что внутренние конфликты должны решаться исключительно через переговоры сторон конфликта. Попытка достичь компромисса при помощи внешнего нажима или в обход интересов одной из сторон делает компромисс крайне шатким. В Молдавии, по всей видимости, это тоже понимают, хотя пока и не совсем принимают.

Готовы?

В целом же главным успехом визита Козака является старт нормального молдавско-российского диалога. Да, это не означает, что теперь стороны будут жить в дружбе и всегда уважать интересы друг друга. Русофобию молдавских элит все-таки никто не отменял. Так, на пост главы погранслужбы возвращен полковник Росиан Василой, не испытывающий, мягко говоря, к России теплых чувств. «На нашей территории – оккупационные войска. И я их не разделяю на ОГРВ, на так называемый миротворческий контингент и на приднестровских силовиков. Всё это оккупационные войска, которые на протяжении многих лет составляют единое целое», - говорил он. Также успешный старт не гарантирует успешное завершение – внешнее управление Молдавией тоже никто не отменял, и окончательный российско-молдавский компромисс будет возможен лишь как элемент глобального российско-европейского (а то и российско-западного компромисса). Однако важно то, что процесс пошел, и он доказывает всем соседям России простую истину: Кремль готов договариваться даже с проевропейскими элитами, если те, в свою очередь, готовы договариваться с Кремлем.

И тут прежде всего интересно, как этот сигнал будет считан в Тбилиси. Российско-грузинские отношения прошли большой путь с момента войны 2008 года, стороны смогли восстановить торговое и экономическое сотрудничество, а также уперлись в стеклянный потолок политических разногласий о статусе Южной Осетии и Абхазии. Однако в то же время между ними есть ряд вопросов, которые можно решить и при этом не касаться бывших грузинских территорий. В частности, ту же ситуацию с контролируемыми США биологическими лабораториями в Грузии, где хранятся крайне опасные патогены и на которые уже жалуются в национальные и международные инстанции даже грузинские граждане. В условиях глобальной борьбы с коронавирусом, слухов о его искусственном происхождении и регулярном появлении новых штаммов истории с этими закрытыми для многих (в том числе и от ряда представителей грузинских властей) лабораториями приобретают новое звучание. Невыгодное, в том числе, и самой Грузии – например, в связи с колоссальными имиджевыми потерями в случае, если на ее территории появится какой-то новый штамм коронавируса.

Москва готова об этом – и многом другом говорить. Вопрос в том, готовы ли соседи к такому диалогу.