30 сентября стало известно, что нерядовое сообщение, появившееся накануне — о вызове на допрос в качестве подозреваемой вице-президента Сбербанка Марины Раковой, получило и не вполне обычное продолжение. Несмотря на то, что одно из информагентств успело сообщить о ее присутствии на допросе, со ссылкой на «информированный источник», оказалось, что она так и не побывала в Следственном департаменте МВД РФ, куда была вызвана.
Заведенное в отношении нее уголовное дело имеет отношение к прежней работе топ-менеджера, когда она также занимала высокий пост, но в госструктурах и была заместителем министра просвещения РФ. Дело в отношении Марины Раковой по статье по ч. 4 ст. 159 (мошенничество в особо крупном размере) УК РФ было возбуждено еще в августе этого года.
По версии следствия, в 2019 году Ракова, будучи заместителем главы Минпроса, поспособствовала выделению более 50 млн рублей бюджетных средств ФГАУ «Фонд новых форм развития образования», создававшийся при непосредственном участии Раковой, предназначенных на реализацию государственных контрактов в рамках федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование». Подрядчиком для исполнения работ выступила “Шанинка” (Московская высшая школа социальных и экономических наук). На данный момент, как сообщается, экспертиза выявила фальсификацию в отчетных документах. Как уточняет источник «РИА Новости», ФНФРО неправомерно принял выполненные «Шанинкой» работы и выплатил средства без оснований.
И вот, как выяснилось, в среду 29 сентября Марина Ракова не явилась на допрос. Как уже сообщал Expert.ru со ссылкой на информагентства, топ-менеджер Сбера отключила все телефоны, покинула место жительства и перестала общаться с родственниками, предположительно, скрываясь от следствия. Однако, по мнению правоохранительных органов, она не пересекала границу России и, предположительно, скрывается в Московском регионе.
А накануне во вторник в загородном доме и офисе экс-замминистра прошли обыски. Также обыски прошли у людей из команды Раковой – у бывшего руководства ФНФРО и у экс-главы одного из департаментов Минпросвещения, которые в начале 2020 года вместе с ней перешли на работу в Сбербанк.
Сегодня руководство «Шанинки» совместно с полицией провело проверку по поводу заключения контрактов на исследование с «Фондом новых форм развития образования» (ФНФРО), которым руководила Марина Ракова. «В настоящее время в МВШСЭН совместно с МВД проводится проверка по ряду вопросов, которые касаются контрактов “Фонда новых форм развития образования” на исследовательскую деятельность, МВШЭСН оказывает всестороннее содействие представителям МВД», — ответили Expert.ru в пресс-службе Московской высшей школы социальных наук.
Как пояснил в беседе с Expert.ru адвокат, председатель московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Андрей Князев, никаких дополнительных санкций со стороны правоохранительных органов в отношении Марины Раковой до определения её юридического статуса в деле о мошенничестве быть не может. «Пока она не является ни подозреваемой, ни обвиняемой никакого наказания за то, что она не явилась на допрос быть не может — не захотела и не явилась. Пока не было избрано меры пресечения: домашний арест, подписка о невыезде, заключение под стражу, пока этого не произошло — никакого наказания за это не может быть; далее всё будет зависть от того, как поведут себя правоохранительные органы, объявят ли её в розыск или нет», — считает Князев.
30 сентября в пресс-службе Сбербанка не ответили на запрос Expert.ru. Однако информагентству «РИА Новости», в пресс-службе банка заявили, что на время проведения следствия по делу о хищении, исполняющим обязанности Раковой будет назначен другой сотрудник Сбера. Также там подчеркнули, что данное дело не имеет отношения к деятельности банковской организации. С 2014 по 2018 год Марина Ракова занималась проектами, связанными с дополнительным образованием детей. В том числе, руководила проектным офисом по созданию детских технопарков «Кванториум» в рамках проекта "Новая модель дополнительного образования детей". В 2018 году была назначена на пост заместителя министра просвещения РФ. Параллельно с занимаемой должностью руководила проектным офисом Национального проекта «Образование» и основным его разработчиком. 17 марта 2020 года перешла на работу в Сбербанк на должность вице-президента и директора дивизиона “Цифровые платформы”, основной задачей которого стало запуск и развитие школьной и вузовской платформ, а также развитие и масштабирование проекта «Школа 21». Как отмечают на сайте Сбербанка, среди достижений Раковой — более двух тысяч открытых центров образования цифрового и гуманитарного профилей в малых городах и селах «Точки роста» в 50 субъектах России, 110 детских технопарков «Кванториум», несколько десятков «IT-кубов».