Несмотря на то, что некоторые развитые страны уже давно пришли к пониманию необходимости вытеснения грязных производств из структуры экономики или, как минимум, их принципиальной модернизации, принимаемых на глобальном уровне мер по борьбе с климатическими изменениями все равно недостаточно. Игнорировать очевидные проблемы уже поздно, а уровень экспертизы тех, кто относится к «зеленой» повестке как к навязанной парадигме, определенно стоит воспринимать весьма сомнительным. Такое мнение в рамках форума выразил спецпредставитель президента РФ по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Анатолий Чубайс.
«Нам стали часто вбрасывать тезис, что это не российская, а зарубежная повестка. Рекомендовал бы этим людям посмотреть в интернете выступление президента России на Петербургском международном экономическом форуме, где он прямо назвал такие взгляды чушью», — заявил он.
Основным препятствием для движения в направлении высокой экологичности конкретно в России Чубайс считает слишком низкую энергоэффективность всей экономики: она на данный момент на 40% ниже среднемирового показателя. И как раз повышение энергоэффективности, по его словам, и есть путь к «зеленому росту», что в свою очередь соответствует национальным интересам России.
«Если мы всерьез хотим, чтобы наша экономика росла темпами роста выше среднемировых, чтобы росли пенсии и зарплаты бюджетников, чтобы государство реализовывало все свои функции в области безопасности, то есть один путь – он называется зеленый», — объяснил свою позицию спецпредставитель президента.
Вместе с тем очень важно понимать, что российское правительство хоть и с опозданием, но начинает выстраивать «зеленую» стратегию для госорганов, бизнеса и госкорпораций, которая в том числе поможет им найти доступное финансирование для проектов по «зеленой» реорганизации собственного бизнеса. Но в этом смысле важно, чтобы правительство РФ не создавало такие условия в вакууме, а получало обратную связь от предпринимателей, которые тоже считают для себя эту повестку актуальной.
Не отстать от лидеров
Одна из ключевых задач, которая сейчас стоит перед Россией — не отстать от общемирового тренда «зеленой» трансформации. И в этом смысле стране необходимо участвовать в разработке общемировых климатических правил, чтобы остальные не написали их исключительно в рамках собственных интересов.
«Мы участвуем в процессе, который другие, продвинутые в данном отношении страны выстраивают под себя. Международная климатическая повестка – это не только про климат, но и про покрытие издержек за технологическое лидерство», — сказала замначальника Экспертного управления Президента РФ и шерпа России в G20 Светлана Лукаш.
Вместе с тем она согласилась, что повышение энергоэффективности российских предприятий — один из самых очевидных путей достижения углеродной нейтральности в России. И в целом такой подход гораздо эффективнее, чем то, что сейчас делают развитые страны.
«Если рассматривать проекты с точки зрения экологической отдачи на каждый вложенный в них доллар, то развитие ВИЭ в Европе не так эффективно, как повышение энергоэффективности и сохранение лесов в развивающихся странах», — говорит Лукаш.
Но в то же время эффективность российских усилий, по ее словам, будет зависеть от взаимодействия с международными партнерами. Это означает, что странам, участвующим в борьбе с изменением климата, нужны единая методология и единый научный язык для верификации, учета и мониторинга выбросов. А государственное регулирование, будь то торговля квотами или введение трансграничных налогов, должно определяться коллективно, а не каждой страной по отдельности.
Рынок меняется
Если же сам бизнес будет сидеть на месте и занимать выжидательную позицию, рассчитывая увидеть, к чему приведут усилия государств и компаний по декарбонизации экономики, он рискует навсегда отстать от конкурентов и проиграть в борьбе за потребителя.
На саммите присутствовали представители тех компаний, которых, наоборот, можно считать лидерами зеленых преобразований. Среди спикеров были представители IKEA, X5 Retail Group, Металлоинвеста, РусГидро и других компаний, в том числе, и En+ Group. Ранее в этом году холдинг объявил о стремлении достичь нулевого уровня выбросов парниковых газов к 2050-му. И это самая масштабная, но далеко не первая зеленая инициатива холдинга. En+ всегда уделяла приоритетное значение экологическим программам, на что всегда обращал внимание ее основатель Олег Дерипаска.
Помимо этого, представители компании отметили, что для устойчивого движения к целям Net Zero важны не только усилия каждой отдельной организации, но и совместное участие в наднациональных инициативах, которые по сути и являются площадками для коммуникаций с заинтересованными в повестке сторонами.
«У нас реализуются две большие инициативы — SDG Ambition Accelerator и Climate Ambition Accelerator, запущенные на глобальном уровне. И наше предложение бизнесу — присоединяться к этим инициативам, изучать их методологию и более осознанно принимать решения касательно того, когда они готовы обозначить для себя эту цель стратегической и подготовить соответствующую дорожную карту», — сказал директор по устойчивому развитию компании Антон Бутманов.
Если компании будут участвовать в подобных инициативах и ставить перед собой реалистичные задачи по снижению углеродного следа в экономике, а не просто делать вид, что они находятся в повестке, технологического отставания от западных стран не произойдет, и российские компании смогут отстоять свои интересы на глобальном рынке.