Концертная индустрия в США и России сильно отличается по уровню подготовки и требованиям к шоу?
Не секрет, что культура шоу вообще и музыкальных туров в частности в Америке развита значительно сильнее. Прежде всего из-за масштаба и количества звёзд мирового значения. В шоу вкладываются значительно большие бюджеты, что расширяет креативные и технические возможности. В Америке огромная практика туринга и система классно налажена: декорации и вся техника оперативно монтируется и демонстрируется, загружается в траки и едет в следующий город. Для репетиций и тестов выделяется большой бюджет, чтобы была возможность построить тестовый сетап в полном масштабе и на протяжении как минимум нескольких недель репетировать шоу. В России такую роскошь мало кто может себе позволить. По всей Америке полно больших площадок (стадионов), которые позволяют проводить шоу в полном размере, не масштабируя его.
В России сейчас все чаще и чаще начинает производиться технологически очень продвинутые шоу с необычными инновационными сценическими решениями, но пока это локальные случаи.
Какой для вас самый важный и ответственный культурный проект на территории Америки?
В 2019 году мы работали с легендарным человеком, создателем клуба Studio 54, Йеном Шрагером, оказавшем сильное влияние на культуру Нью-Йорка 80-х, а затем и на мировую культуру и концепцию отельного бизнеса, создав такое понятие, как бутик отель, где каждый отель - это уникальное произведение искусства и точка притяжения.
Нам посчастливилось поработать с Йеном над проектом, приуроченным к открытию очередного отеля сети Edition на Times Square в Нью-Йорке.
На здании отеля установлен огромный угловой LED экран, который нам отдали для творчества. Йен не давал никакого креативного брифа, его единственным пожеланием было: “be more provocative”. Так в самом сердце Times Square появилось огромное натуралистичное сердце, пухлый единорог, куст с прорастающей марихуаной и много другой красоты, а мы возразили такой жанр, как Billboard Art.
Повысилась ли востребованность онлайн-концертов во время пандемии и сохранилась ли она после завершения карантина? Расскажите про онлайн-концерт Билли Айлиш.
Во время пандемии индустрия развлечений, которая очень серьезно пострадала, начала искать способы адаптации к сложившимся обстоятельствам. Любой кризис, как известно, является толчком к развитию и вследствие адаптации появляются новые неожиданные решения. Так, в отсутствии физических офлайн-развлечений, современные технологии позволили немного компенсировать недостаток живых концертов, перенеся их в онлайн-формат. Безусловно, нельзя сказать, что это равносильная замена, и было очевидно, что такой формат не задержится на постоянной основе, ведь ничто не заменит живой музыки и энергетики артиста, которую можно почувствовать лишь физически находясь в моменте, но тем не менее, в условиях локдауна, и онлайн-шоу казались супер долгожданным событием. И было что-то такое волшебное в осознании того, что в данный конкретный момент времени миллионы людей по всему миру смотрят то же шоу, что и ты. Очень объединяющее чувство.
Мы сделали в этот период два онлайн концерта: группе Glass Animals и Billie Eilish. Для шоу Билли была использована технология XR (Extended Reality) расширенная реальность — технология, которая позволяет погрузить человека в виртуальное окружение. Среда выстраивается на основе данных с видеокамер, передающих на экран изображение. Декорации для съёмки XR-проекта как правило состоят из LED-экранов.
Технология расширенной реальности достраивает окружение за границами этих экранов, дополняя изображение настолько, насколько его позволяет захватить камера.
Датчики на камерах позволяют всегда снимать объекты дополненной реальности в нужной перспективе, чтобы зрителям всё казалось максимально правдоподобным. Куда бы камера ни повернулась, датчики подстраивают графические элементы в кадре под нужный ракурс. Технология давно существует и активно использовалась на ТВ и в съёмках фильмов, но именно в период пандемии стала активно использоваться для создания концертов и онлайн презентаций продуктов.
В рамках работы в Sila Sveta вы участвовали в организации концертов мировых звезд: рэпера Drake, Cardi B и Shakira. Существуют ли тренды на какие-то определенные визуальные эффекты в сценических шоу? Как быстро они сменяют друг друга?
Тренды определяются развитием и популяризацией технологий и доступных инструментов. Например, в какой-то момент стало модно добавлять к шоу AR-эффекты, которые можно увидеть через телефон, заранее скачав приложение. XR-технология для онлайн-концертов, как я говорила выше, стала невероятным трендом в считанные секунды, как только всех посадили на локдаун, но так же стремительно и потеряла обороты, когда живые шоу снова замелькали на горизонте.
Мне кажется, что трендом сейчас является интеграция интерактивного взаимодействия с аудиторией, таким образом чтобы люди могли влиять на ход шоу и участвовать в его создании, а также стремление к минимализму и сдержанности в визуальном стиле оформления шоу (что правда не всегда получается), но это конечно, прежде всего, зависит от артиста и его личного стиля.
Компания Sila Sveta принимала участие в культовом светском благотворительном мероприятии Met Gala. В чем именно заключалась работа студии?
Это один из наиболее знаковых проектов студии, после которого о нас действительно узнали в штатах. Мы работали с известным фэшн режиссером Гордоном Вон Штайнером, который годом ранее уже делал на MG проект подобного формата (мы его называем “video booth”), суть которого заключается в том, что топовых селебрити снимают в специально созданном необычном пространстве, сразу же делается короткое видео, которое становится вирусным и разлетается по всему инстаграму.
Тема вечера была Comme Des Gorson и Rei Kawakubo. Гордон пригласил нас, чтобы в этот раз усложнить будку и сделать ее ещё более эффектной с помощью мэппинга.
Мы придумали и произвели сет дизайн: декорация и видео контент, вдохновлённый известными паттернами Rei Kawakubo (клетка, цветы, polka dots); а также разработали и реализовали технический сетап.
О закулисье Met Gala ходят легенды, так как во время мероприятия внутри музея запрещено фотографировать и пользоваться соцсетями. Удалось ли вам посетить сам бал? Расскажите об увиденном!
Нет, не удалось)) проход на бал / ужин строго ограничен, там у каждого гостя своё место, левым людям туда не попасть. Но на красную дорожку и на топовых селебрити в нашей будке посмотрели, чему были несказанно рады.
Как вы видите развитие мировой концертной индустрии с точки зрения видео- и светогого контента? Какие технологии могут появиться в будущем?
Интерактивное взаимодействие аудитории с контентом и сценарием шоу будет развиваться; персонализированный AR, где в специальных очках или в гаджетах люди будут выбирать свой вариант шоу; виртуальный продакшн (XR), возможно останется в формате опции, когда ты не можешь пойти на концерт , но можешь присоединиться к действию в реальном временем онлайн и смотреть шоу на экране или, например в VR очках.