Пассажиров метро поставили перед непростым выбором

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
15 октября 2021, 13:47

На всех станциях столичного метрополитена начала работать система оплаты проезда Face Pay, основанная на технологии распознавания лиц.

Коллаж: Тамара Ларина
Читайте Monocle.ru в

С 15 октября на всех линиях и станциях московского метро заработал сервис Face Pay (с английского — «плати лицом»), сообщается на официальном сайте мэрии Москвы. Теперь любой пассажир сможет оплатить проезд бесконтактно — с помощью системы распознавания лица, посмотрев в камеру на турникете. Процедура аналогична проходу в метро по банковской карте.

«По поручению Мэра Москвы мы запускаем Face Pay — оплату проезда при помощи распознавания лица. Москва — первый город в мире, где система заработала в таком масштабе — отметил заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов. — Это более чем 240 станций метро. Аналогов Face Pay по качеству и удобству использования для пассажира нет нигде в мире. Подчеркну, что Face Pay — это лишь еще один способ оплаты проезда. Подключение к сервису добровольное, только если пассажир посчитает этот способ оплаты удобным для себя. Другие способы оплаты никуда не денутся».

Чтобы воспользоваться Face Pay в метро, нужно привязать свою фотографию, банковскую карту со средствами для оплаты проезда и карту «Тройка» к сервису через приложение «Метро Москвы». Сделать это лучше заранее — регистрация может занять несколько часов. Вся информация будет надежно зашифрована — камера на турникете считывает биометрический ключ, а не изображение лица или другие персональные данные. Далее следует найти специальный турникет, на него укажет соответствующая наклейка на полу. Во время прохода нужно посмотреть в камеру на турникете. Деньги за проезд спишутся автоматически.

«Чтобы зайти в метро, пассажирам не нужны ни карта, ни смартфон — достаточно посмотреть в камеру на турникете. Вам не нужно прикасаться ни к смартфону, ни к каким-либо другим поверхностям. Это очень удобно. По нашим прогнозам, в ближайшие два-три года 10—15 процентов пассажиров будут регулярно пользоваться Face Pay. Если потребуется, то будем корректировать число турникетов для Face Pay, если поймем, что спрос на него растет», — пояснил заммэра.

И мой пароль со мною

Москва - первый город, где Face Pay разворачивается в «боевом» режиме на таких объёмах, отмечает операционный директор финтех платформы «Фаст Ривер» Ксения Артемьева. В связи с этим, по ее словам, есть три момента, на которые стоит обратить внимание. Первый — в работе системы могут быть сбои, потому что это пока эксперимент. Второе — у многих людей сегодня есть опасения за свои биометрические данные или непринятие новых технологий, но они смогут ближайшие минимум лет 20 просто покупать разовые проездные или неперсонифицированную карту «Тройка». Третье — в перспективе от этого все равно никуда не деться, причём в разных местах: в метро, банках, аэропортах, поликлиниках.

В биометрии, отмечает эксперт, в отличие от других систем доступа, пользователь предъявляет параметр, который является частью его самого. Идентификации подвергаются биологические особенности человека — его индивидуальные характеристики (рисунок папиллярного узора, радужная оболочка глаза, отпечатки пальцев, термограмма лица и др.), поэтому подделать, заменить эти особенности в точке верификации никому не под силу.

В целом, биометрические системы доступа удобны для пользователей, считает Артемьева. Они работают быстрее, более экологичны и, в отличие от паролей и носителей информации, которые могут быть утеряны, украдены, скопированы, биометрические данные основаны на параметрах самого человека, конкретного и уникального. К тому же эти параметры, что очевидно, всегда находятся при человеке, и проблема их сохранности не возникает. Потерять их невозможно, как невозможна и передача идентификатора третьим лицам.

«Да, это дорого, — добавляет эксперт, — но это технологии будущего. Биометрия и чипы в ближайшие лет 30 будут в тренде, как бы это кому-то ни претило. И сфера использования такого рода данных, которые всегда находятся с человеком, а точнее, представляют собой его неотъемлемую часть, в теории радикально решает проблему защиты персональных данных. Кто и как сможет эти технологии обойти? Конечно, в теории, всё возможно, и когда-нибудь такие умельцы, скорее всего, появятся. Но в ответ на их появление произойдёт совершенствование технологий. Это — технологический процесс».

На любой замок найдется взломщик

Бесконтактная система платежей Face Pay в московском метрополитене — не только громадный шаг в борьбе с пандемией COVID-19, но и возможность еще более широкого внедрения инновационных технологий в нашу жизнь, соглашается учредитель финансовой компании DBX Игорь Захаров. Оплата проезда в метро стала еще удобнее, цифровизация России продолжается.

Однако, полагает Захаров, несмотря на заявленную степень защиты данных системы Face Pay, при должном старании профессиональный хакер сможет ее взломать, получив доступ к данным пассажиров (номеру карты, другим персональным данным). Уязвимость системы заключается в том, что она не зашифрована по стандартам цифровых технологий, считает он.

А взломав систему, опытный хакер получит доступ к личным данным всех пассажиров метро, ею воспользовавшихся, предостерегает эксперт. Также он отмечает: многие обоснованно боятся того, что использование таких систем открывает возможность полностью контролировать передвижение и местонахождение граждан — скрыться от них будет практически невозможно. И это риски, с которыми пока готовы мириться далеко не все.

Конечно, заключает Игорь Захаров, система новая, и подавляющее большинство населения к ней еще не готово, но она будет существовать и развиваться в любом случае. По оценке аналитика, Face Pay станут пользоваться от 200 до 350 тысяч человек в день. Скорее всего, это будут люди в возрасте до 55 лет, поскольку более возрастные пользователи метрополитена, как правило, не столь восприимчивы к новым технологиям.