На борьбу с глобальным потеплением бедные страны требуют от богатых триллионы долларов

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
19 октября 2021, 10:56

На конференции по климату в Глазго ожидаются горячие споры о финансировании перехода к чистой экономике между богатыми и бедными странами.

AP/TASS
Читайте Monocle.ru в

На международной конференции по изменению климата, прошедшей в июле в Лондоне, министр окружающей среды ЮАР Барбара Криси предъявила богатым странам солидный счет. Развитые страны должны ежегодно платить бедным свыше 750 млрд долларов для того, чтобы те отказались от ископаемых видов топлива и боролись с глобальным потеплением. Реакция представителей западных стран оказалась предсказуемой – они сказали, что не готовы обсуждать такую астрономическую сумму.

Между тем, три четверти триллиона посчитаны по формуле Глобального экологического фонда ООН (GEF), согласно которой на каждый доллар, полученный из GEF, страны получатели и частные инвесторы должны внести 12 своих долларов. Таким образом, южноафриканцы взяли приблизительно 62 млрд долларов, которые передали в фонд развитые страны в 2019 г., и умножили их на 12.

Между тем, в сентябре африканские страны при помощи этой методики подсчета заявили, что к 2030 году ежегодно придется платить вдвое больше - 1,3 трлн долларов.

Запад, который несет ответственность за львиную долю выбросов парниковых газов, в свое время обещал бедным развивающимся странам деньги, чтобы те тоже участвовали в очень затратном переходе от ископаемых видов топлива к «чистым», возобновляемым. Однако они долго тянули с выполнением обещания и теперь дождались, что цена перехода к чистой экономике резко увеличилась.

В конце октября в Глазго соберутся представители почти всех стран планеты на двухнедельный климатический саммит, первое широкомасштабное климатическое мероприятие после подписания Парижского соглашения по климату в 2015 году. Участники встречи в Глазго надеются договориться сохранить поставленные в Париже задачи и цели по борьбе с изменениями климата.

Без участия в этой борьбе бедных стран у человечества мало шансов на успех, считает вместе с учеными Wall Street Journal (WSJ). Выбросы парниковых газов в США и Европе, решивших отказаться от выработки электроэнергии за счет сжигания угля, в последние годы снижаются. Однако развивающиеся экономики по мере выхода из бедности миллиардов их жителей в предстоящие годы, по прогнозам, усилят выбросы вредных газов и сведут на нет все успехи богатого Запада.

Не удивительно, что перед тем, как подписать новое соглашение по климату, Группа 77, коалиция развивающихся стран, выступающих в этом вопросе единым фронтом, хочет выторговать серьезное увеличение счета. Бангладеш, например, очень нуждается в специальных домах, которые смогут противостоять частым в этой стране ураганам. Кения хочет заменить угольные и газовые электростанции на солнечные панели. Только Индии для перехода к чистой экономике потребуется до 2030 года более 2,5 трлн долларов.

Развитые страны в ответ на требования Группы 77 говорят, что такая сумма им не по силам и настаивают на привлечение к оплате счета развивающихся стран со средним уровнем доходов и, в первую очередь, Китая. В Париже США, Европа и еще несколько богатых стран пообещали ежегодно выделять бедным странам на борьбу с изменениями климата в 2020-25 гг. порядка 100 млрд долларов, но пока полностью обещание не выполнили.

Кстати, представители бедных стран считают, что это не финансовая помощь и что богатые страны несут ответственность за глобальное потепление, потому что главным образом повышение температуры на планете произошло за счет вредных выбросов их экономик.

Однако энергетический кризис, если можно так сказать, спутал все карты. Сейчас и богатые страны, столкнувшись во время восстановления экономик после пандемии с нехваткой газа и электроэнергии, вынуждены возвращаться к «грязному» углю, чтобы пережить надвигающуюся зиму, которая в довершение ко всему обещает быть холодной.

Между тем, несмотря на значительный рост инвестиций в возобновляемые источники энергии, их доля в мировом энергетическом балансе еще не достигла и четверти.

Представители Запада считают, что в Глазго в первую очередь следует договориться о том, как финансировать выполнение Парижского соглашения по климату, и только после этого начать переговоры по финансированию перехода к чистой экономике после 2025 года. Они также утверждают, что в одиночку такую астрономическую сумму не потянут, и надеются на то, что большую часть счета оплатят частные инвесторы.

Развивающиеся страны однако настаивают на том, чтобы львиная доля этих денег была в виде правительственных грантов, а не займов от частных инвесторов, которые резко увеличат их долги. Они также хотят сами тратить эти деньги и не желают подчиняться диктату как западных правительств, так и богатых финансистов из США и Европы.

У бедных стран имеются сомнения в искренности намерений США. Администрация Байдена обещала к 2024 году удвоить ежегодное финансирование борьбы развивающихся стран с глобальным потеплением до 11,4 млрд долларов, что сделает Америку крупнейшим инвестором. Позиция нынешнего президента США в корне отличается от позиции Дональда Трампа, отказавшегося выполнять обещание Обамы финансировать Зеленый климатический фонд (GCF) ООН, из которого бедные страны должны получать деньги на переход к чистой экономике.

По расчетам Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), в 2019 г. на долю Запада пришлись 80 млрд долларов, на которые развивающиеся страны боролись с глобальным потеплением. Пока новых точных данных нет, говорят в OECD, но маловероятно, что в 2020 г. они увеличили финансирование до обещанных 100 млрд.

Не оправдали надежд в деле финансирования перехода к чистой экономике и частные инвесторы – на их долю пришлись лишь 14 из 80 миллиардов, по данным OECD. Причина – опасения рисков инвестиций в развивающихся странах.

Финансирование перехода к чистой экономике происходит более чем через два десятка разных агентств и ведомств. Причем, каждое работает по своим правилам, что мешает слаженной работе.

Главным считается Зеленый климатический фонд, созданный ООН шесть лет назад. Однако его эффективность снижают частые споры между богатыми и бедными странами и многочисленные смены руководства.