8 октября в Москве состоялся международный экспортный форум Buy in Moscow. Организатором форума выступил Центр поддержки экспорта «Моспром», подведомственный Департаменту инвестиционной и промышленной политики. В нём приняли участие представители столичных и федеральных институтов поддержки, эксперты в разных областях, а также непосредственно сами экспортно ориентированные компании. На площадке форума прошло около десятка дискуссионных мероприятий в практико-ориентированном формате: презентации, разбор кейсов, а также панельные дискуссии. Кроме того, для почти 200 представителей московского экспорта было проведено порядка 50 консультационных встреч в рамках площадки Mosprom.Mentor, посвященные продвижению на внешних рынках, финансам и юридическому сопровождению экспорта, а также международному нетворку.
Форум прошел в рамках реализации целей национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Основная задача форума — формирование кооперации московских и российских компаний для развития внешнеэкономической деятельности на зарубежных рынках. Мероприятие также направлено на повышение навыков ведения экспортной деятельности столичных компаний и сбор обратной связи от экспортеров для улучшения диалога между государством и бизнесом.
Инвестиции
Развитие экспорта играет особенно важную роль в нынешних постковидных реалиях: из-за пандемии и вызванных её ограничений нарушено немало цепочек поставок, многие компании, а иногда даже целые отрасли в мире переживают кризис. В то же время, для развития внешнеэкономической деятельности в таких обстоятельствах необходимо проводить географическую диверсификацию поставок, стимулировать научно-технический прогресс, а также объединить интересы как предприятий, так и целых регионов. Так, на главном пленарном заседании форума «Экспорт в новых реалиях. От глобализации до деглобализации» эксперты рассказали, чему экспортеров научил кризис, где искать новые источники спроса на продукцию и как должна выглядеть наиболее удачная модель экспортной стратегии сегодня.
Как заметила заместитель руководителя Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы Анна Кузменко, московская промышленность — это одна из основ городской экономики и благополучия москвичей, поэтому ее поддержка входит в число приоритетных направлений деятельности города.
По её словам, власти Москвы стараются регулярно увеличивать объём частных инвестиции в столичные проекты. В первом полугодии 2021 года инвестиции в основной капитал в Москве составили почти полтора триллиона рублей – это на 21% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
Поддержка
Пандемия стала вызовом для всех и не обошла стороной московских экспортёров. Совокупность мер поддержки и способность столичных компаний быстро перестроить процессы позволила не только сохранить объём поставок, но и нарастить его — экспорт несырьевой неэнергетической продукции вырос как в натуральном выражении, так и в денежном.
По словам Анны Кузменко, экспорт несырьевых неэнергических товаров в денежных объемах экспорт вырос с $13 млрд в январе-июле 2019 года до $17,5 млрд в аналогичном периоде 2021 года. Драйвером такого роста выступил экспорт промышленной продукции — на него в совокупности пришлось $15,5 млрд долларов; на агропромышленный экспорт — почти $2 млрд долларов. Как заметила Кузменко, оба направления показывают положительную динамику — промышленный экспорт вырос на 37%, агропромышленный — на 4,5%.
«Помимо высокого качества столичной продукции, в число причин роста экспорта московской продукции входят оказанные городом меры поддержки, которые помогли компаниям нарастить своё производство и, как следствие, позволили задуматься о расширении своей экспортной деятельности», — подчеркнула Кузменко.
В Москве действуют разнообразные меры поддержки экспортно ориентированных компаний. Среди них как финансовые – например, налоговые льготы, субсидии и гранты, так и нефинансовые меры поддержки – которые оказывает столичным компаниям Центр «Моспром». Специалисты центра бесплатно и на основе конкретных экспортных потребностей помогают московским компаниям с поиском контрагентов и проведением переговоров с потенциальными покупателями за рубежом, обеспечивают участие компаний в международных выставках и бизнес-миссиях.
Только за неполный 2021 году «Моспром» провёл для столичных компаний 12 бизнес-миссий и организовал участие в коллективном стенде Москвы на 7 международных выставках. Всего в байерских мероприятиях приняли участие более 100 компаний, которые провели в общей сложности более 1200 b2b-встреч с зарубежными компаниями. Также эксперты Центра анализируют целевые рынки для столичных экспортёров: специалисты изучают макроэкономический отчет по целевому рынку, рисковый профиль, в том числе барьеры входа, состояние отрасли на целевом рынке.
В завершении пленарного заседания Анна Кузменко ещё раз напомнила тему главного мероприятия форума: «Экспорт в новых реалиях. От глобализации до деглобализации». «Пандемия и повсеместное закрытие границ показали, что от глобализации до деглобализации, по аналогии с известной пословицей, всего лишь один шаг. И это, конечно, говорит нам о хрупкости торговых взаимоотношений. Поэтому предлагаю сегодня и в обозримом будущем - хотя бы со своей стороны - делать шаги только навстречу друг другу», - заключила Кузменко.