Безопасное донорство

25 октября 2021, 14:18

Российский предприниматель нашел решение проблемы нехватки донорских органов

Вова Жабриков/ URA.RU/TASS
Читайте Monocle.ru в

Благодаря донорству органов жизни тысяч россиян сохраняются и становятся лучше. Но система не совершенна: например, жена не может стать донором для мужа, а родители не могут помочь своим приемным детям поскольку не являются кровными родственниками. Жесткие рамки для доноров созданы для того, чтобы пресечь случаи торговли органами, однако это же лишает россиян возможности помочь любимым.

Предприниматель Дмитрий Давыдов на основе международного опыта сформулировал вариант решения проблемы с нехваткой органов и создания безопасной системы донорства в проекте «20 идей по улучшению жизни в России». Для этого круг доноров нужно расширить, но установить дополнительные требования, которые помогут предупредить возможность получения финансовой выгоды.

Донорство в России

Большая часть трансплантаций органов в России происходит от посмертных доноров – на них приходится более 60% трансплантаций. То есть медики могут изъять сердце или почки у любого россиянина или иностранца после его смерти, кроме случаев, когда погибший прямо запретил проводить подобные операции. Продолжительность функционирования трупного органа меньше, чем трансплантата, взятого у живого человека, как и шансов на успех.

На данный момент центры трансплантации органов расположены в 32 субъектах России. Пандемия не стала причиной остановки трансплантаций, но их число снизилось на 19,2% до 13,4 на 1 млн населения. В абсолютных числах было проведено 1960 операций по трансплантации, из которых 258 были сделаны детям, следует из данных Российского трансплантологического общества.  При этом в листе ожидания на трансплантацию по итогам прошлого года находилось более 9,7 тыс. человек, а количество доноров органов составило всего 890 человек.

Из-за того, что круг живых доноров в России строго ограничен, не все пациенты дожидаются очереди на трансплантацию. Особенно драматичной является ситуация, когда близкие готовы помочь, но по закону не могут этого сделать. В 2018 году Мария Дубровцева разместила петицию на Change.org с призывом изменить закон. Женщина хотела стать донором для супруга, в отношениях с которым находилась более пяти лет. Анализы подтвердили тканевую совместимость с мужем, и трансплантация была бы возможна. По закону Мария не могла пожертвовать свою почку, так как не приходится кровным родственником мужу. Петицию подписали около 95 тысяч человек и история получила широкую огласку в СМИ. Однако закон не был изменен, и проблема остается актуальной и на сегодняшний день.

Международный опыт

Возможность эмоционального донорства есть в ряде европейских стран. Например, в Нидерландах, Швеции и Испании донором может стать друг или супруг. В США пожертвовать почку можно в трансплантационный центр. За рубежом контроль за тем, чтобы жертва неродственного донора была добровольной осуществляет этический комитет. Он проверяет, чтобы донор ни в коем случае не продавал свой орган, а отдавал его бескорыстно, сугубо из гуманных побуждений, чтобы спасти жизнь своего близкого человека.

Кроме того, ряд европейских стран практикует сотрудничество по взаимной передаче трупных органов. Так, фонд «Eurotransplant», в который входят восемь стран - Австрия, Бельгия, Хорватия, Германия, Венгрия, Люксембург, Нидерланды и Словения, - успешно практикуют обмен органами. Если в одной из стран орган оказался невостребованным, через базу данных фонда в режиме реального времени находят пациента, который в нем нуждается. Компьютерная программа Eurotransplant создает «список соответствия» для каждого органа на основе заранее определенных правил, которые учитывают такие факторы как совместимость по медицинским показателям, время, проведенное в списке ожидания, и относительная срочность. Затем орган транспортируют самолетом в специальном контейнере. В 2020 году через границу на территориях стран-участниц Eurotransplant были проведены 21,4% от всех трансплантируемых трупных органов. Также подобная организация по обмену органами есть среди скандинавских стран: в состав Scandiatransplant входят Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция и Эстония.

Решение для россиян

Благодаря строгим законам и многоуровневой системе работы учреждений трансплантологии, России удалось декриминализовать сферу донорства. Однако изменения необходимы, и внедрить их можно без таких рисков как психологическое давление и принуждение, а также передача органов за вознаграждение, считает Дмитрий Давыдов.

Автор предлагает разрешить донорство супругам, состоящим в законном браке не менее одного года. Также в число доноров стоит добавить граждан, имеющих общего ребенка. Возможность помочь должна быть между родителями и их приемными детьми. Такой шаг позволит расширить круг потенциальных доноров и при этом сохранить принцип передачи органа по родственным связям, но не ограничиваться только генетическим родством, отмечает Давыдов.

Россия также может выступить инициатором создания международной организации по обмену органами для трансплантации подобной Eurotransplant или Scandiatransplant. В число партнеров России по союзу могут войти те страны, с которыми у страны уже есть связи в области здравоохранения. Финансирование деятельности такого международного фонда может осуществляться за счет страховых компаний и государств-участников. Подобный фонд позволит также облегчить и ускорить взаимодействие между медицинскими учреждениями в субъектах в масштабах одной страны. Самое важное, что участие в международной организации ощутимо увеличит количество пересадок органов за счет расширения географии поиска. Таким образом, появится значительно больше шансов на своевременную трансплантацию, от которой сейчас зависят жизни тысяч граждан.

Идеи по улучшению жизни в России Давыдов написал еще пять лет назад. Пандемия заставила многих задуматься о будущем человечества и автор решил доработать концепцию и дать ей новую жизнь. Проект «20 идей» некоммерческий и не политический, он создан из гуманистических соображений, отмечает автор. Точно таким же гуманным должно стать донорство органов в России. Однако без законодательной поддержки государства реализовать их будет невозможно. Поэтому автор надеется на поддержку со стороны властей.