«Полет» через вулкан
Возможно многие помнят, как в 2010 году извержение исландского вулкана Эйяфьядлайёкюдль спровоцировало в Европе коллапс авиаперевозок. Тогда выброшенный в небо вулканический пепел буквально парализовал воздушное движение над Северной Европой, став причиной отмены 63 тысяч авиарейсов и приведя к нарушению работы аэропортов более тридцати стран Старого Света. Опасения авиаперевозчиков вызвали мелкие частицы кварца и вулканического пепла в верхних слоях атмосферы, которые были способны нарушить работу авиационных двигателей, и привести к катастрофе.
И вот теперь российским лётчикам и пассажирам воздушных бортов уже не стоит опасаться последствий подобных природных явлений. Объединенная двигатестроительная корпорация (ОДК) «Ростеха» испытала газогенератор авиационного двигателя ПД-14, которым уже оснащены опытные и будут оснащаться серийные российские лайнеры МС-21, пеплом Камчатского вулкана Шивелуч. Как сообщает пресс-служба корпорации, проверка показала, что пролет самолёта через облако вулканического пепла не приведет к нежелательным последствиям для созданной в АО «ОДК-Авиадвигатель» силовой установки.
«Характеристики этой установки в такой агрессивной среде практически не снижаются», — утверждают представители ОДК «Ростеха».
Одобрено Росавиацией и Европой
Сообщается, что испытания были организованы на стенде в Центральном институте авиационного моторостроения (ЦИАМ) им. П.И. Баранова в рамках валидации сертификата типа двигателя ПД-14 в Европейском агентстве авиационной безопасности (EASA).
«После разборки (генератора) специалисты пермского КБ не обнаружили никаких нежелательных последствий для изделия, что подтверждает безопасность эксплуатации при пролете через облако пепла», - приводит сайт «Ростеха» слова индустриального директора авиационного комплекса Госкорпорации Анатолия Сердюкова.
На основе полученных данных специалисты «ОДК-Авиадвигатель» разработали рекомендации по техническому обслуживанию и летной эксплуатации самолётов с двигателем ПД-14 в случае попадания в облака вулканического пепла. Принимавшие участие в испытаниях представители Росавиации отметили качественную подготовку и положительный результат проведенных работ.
Напомним, что ПД-14 — головной двигатель семейства российских перспективных гражданских турбовентиляторных двигателей поколения 5 и 5+, с тягой на взлёте от 9 до 18 тонн. Он является первым турбовентиляторным двигателем, созданным в современной России и разработан с применением передовых технологий и отечественных материалов. Предполагается, что эксплуатационные расходы ПД-14 будут ниже на 14-17% чем у существующих аналогичных двигателей, а стоимость жизненного цикла ниже на 15-20%.
Не пеплом единым, но и градом, и льдом
Как сообщили Expert.ru в ОДК «Ростеха», испытания проведены в рамках установленных программ сертификации. По словам представителей корпорации, подобные испытания необходимы для обеспечения безопасности полетов и проводятся в соответствии с программами сертификации не только Росавиации, но и Европейского агентства авиационной безопасности.
Отмечено было также, что область применения ПД-14 не исчерпывается одним типом воздушных судов. По утверждению представителей ОДК «Ростеха», эти двигатели хотя и созданы для оснащения новых российских среднемагистральных лайнеров МС-21-310, однако возможна их установка на любые другие аналогичные самолёты.
В дальнейшую программу проверки работы двигателя в экстремальных условиях входит, как это и полагается при испытаниях новых авиационных силовых установок, широкий спектр климатических испытаний — в условиях обледенения, града, дождя и т. д.