Головокружительное газовое ралли на мировых рынках вызвало волну обсуждений в самых разных кругах, начиная от экспертного сообщества и представителей бизнеса до политиков.
Так глава управления структурирования контрактов и ценообразования «Газпром экспорта» Сергей Комлев заявил РБК о «безудержном и неадекватном росте цен» и грядущей деградации спроса.
Президент России Владимир Путин тоже не остался в стороне от столь горячей темы. И не преминул указать властям ЕС на их недальновидность.
«Сегодня стало абсолютно очевидным, что эта политика является ошибочной — ошибочной, так как не учитывает специфики газового рынка из-за большого числа факторов неопределенности. А в результате сейчас цена на газ побила все исторические рекорды: сегодня она уже стремится к двум тысячам долларов за тысячу кубометров — это более чем в десять раз больше средней цены прошлого года», — заявил российский лидер совещании по вопросам развития энергетики 6 октября.
Кажется, грозный комментарий президента РФ «спугнул» газовые цены — на следующий день они внезапно упали ниже 1000 долл. за тысячу кубометров. Однако после такого отката рост возобновился. Сколько может продолжаться подобная динамика и как она повлияет на энергетику в будущем?
Европа не успела за Азией
Оценивая перспективы всегда нужно сначала изучить причины процесса. Что же так подогрело газовые цены?
Как сказал Expert.ru аналитик по газу Центра энергетики Московской школы управления Сколково Сергей Капитонов, рекордные цены в Европе и Азии обусловлены группой факторов: последствиями прошедшей зимы и опустошенными хранилищами в Европе, продолжением агрессивной политики по замещению угля газом в Китае, а также неспособностью поставщиков, будь то «Газпром», Норвегия или поставщики СПГ обеспечить новое значительное предложение газа на рынках. В части поставщиков СПГ в этом году — такие заводы, как норвежский в Хаммерфесте вовсе ушли с рынка после технических аварий, а сразу несколько заводов от Тринидада и Тобаго, до Индонезии работали ниже проектной мощности.
После падения спроса в прошлом году, добавляет руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев, остающиеся в строю поставщики физически не могли резко нарастить объемы — это делается постепенно. Плюс — и Европа, и Азия напрасно понадеялась на свои хваленые ВИЭ: погодные условия снизили производство энергии за счет возобновляемых источников: в Европе упала генерация за счет ветровых станций, в Азии — ГЭС.
Ситуацию усугубило жаркое лето, которое привело к росту потребления энергоресурсов, опустошая ПХГ. При этом Азия оказалась быстрее в принятии решений.
«Если в Азии пополнение хранилищ началось еще весной, Европа начала это делать только летом, когда из-за технических проблем у “Газпрома” снизилась прокачка, а все суда для перевозки СПГ были зафрахтованы на азиатском направлении. Так и получилось, что сейчас основные объемы идут в АТР, а Европа снабжается по остаточному принципу», — поясняет Артем Деев.
«Отказ от долгосрочных контрактов с поставщиками, непродуманная попытка перехода на биржевую торговлю газом, которую лоббировала Еврокомиссия — провалилась», — поясняет доцент программы «Международная экономическая безопасность» Института мировой экономики и бизнеса РУДН Хаджимурад Белхароев. Он добавляет, что усугубили ситуацию всевозможные препятствия стран Евросоюза для ввода в эксплуатацию «Северного потока — 2».
Получается, что в нынешних энергетических проблемах ЕС виноваты в первую очередь именно власти ЕС. Как и было сказано.
Впрочем, справедливости ради надо отметить, что ситуацию на рынке подогрели панические настроения трейдеров, которыми не преминули воспользоваться спекулянты.
«Газпром» не в обиде
Понятно, что потребителям такая ситуация грозит в первую очередь серьезным ударом по кошельку. А возможно и серьезным похолоданием в квартирах. Немецкое федеральное ведомство по защите населения и помощи при катастрофах даже запустило для граждан видеоролик с наглядными рекомендациями: что делать, если будут перебои с энергоснабжением.
А что же поставщики? По словам топ-менеджера Газпрома, ситуация уже влияет на спрос: желающих покупать топливо по сумасшедшим ценам все меньше. Закрываются заводы в Европе, разоряются поставщики природного газа конечным потребителям.
При этом, по мнению Хаджимурада Белхароева, некоторые поставщики в краткосрочной перспективе получат дополнительный доход.
Касается ли это «Газпрома», в основном работающего по долгосрочным контрактам? Или российский газовый гигант сейчас теряет деньги?
По словам директора по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал» Владимира Брагина, в долгоиграющих договоренностях не слабость, а наоборот сила «Газпрома». Ведь они минимизируют риски при резком падении цен, что тоже не исключается.
«Долгосрочный контракт позволяет планировать инвестиционную активность и дает уверенность в получение определенного объема средств (вне зависимости от колебаний цен на рынке). Работать по поставкам газа по трубопроводам без долгосрочных контрактов — подход не очень правильный. Цена на рынке может быть высокой или низкой, но “Газпром”, заключив контракт на 15-20 лет,
получает перспективу, когда понятен объем полученных за этот срок средств, когда ясен объем инвестиций в разработку месторождений или постройку газопроводов», — поясняет Брагин. Он добавляет, что пересмотр уже действующих контрактов, конечно, вряд ли возможен. Но не исключено заключение новых договоров. При этом переговорные позиции российского газового гиганта явно усилились.
Впрочем, как добавляет Сергей Капитонов, «Газпром» вовсе не сторонний наблюдатель на этом празднике жизни, сидящий за ширмой долгосрочных обязательств.
«Сегодня 87% контрактов концерна “привязаны” к котировкам европейских хабов, просто, в основном, это цены не с поставкой “на день вперёд” (более подверженные ценовым аномалиям), а цены с более длинными базисами поставок (“на месяц вперед”, “квартал вперед”) (чуть более предсказуемые, но всё равно аномально высокие). За счет ралли на рынках в третьем квартале, “Газпром” выиграет сотни процентов выручки от прогнозных показателей», — говорит аналитик Сколково.
Надолго ли?
Но как долго еще может продлиться ситуация, при которой кто-то будет стричь купоны, а кто-то — бороться за выживание (в том числе посредством фольги и обогревателей из подручных средств, как героиня немецкого социального ролика)?
По словам Хаджимурата Белхароева в докризисные рамки цены вернутся после того, как будут заключены долгосрочные контракты с поставщиками. И когда будет запущен «Северный поток — 2». «Основное условие — необходимо экономику отделить от политики», — подчеркивает эксперт.
Впрочем, это условие в мире, где энергоресурсы давно стали не только топливом, но и оружием, трудновыполнимо. В том же, что касается экономики, мнения экспертов относительно сроков расходятся.
«Эта ситуация наверняка продлится до конца зимнего отопительного сезона, поскольку значительно увеличить поставки (трубопроводного газа или СПГ) не получится быстро, на это требуется минимум несколько месяцев. Потому и значительного отката цен не будет — они могут остаться на уровне около 1000 тысячи долларов до весны», — считает Артем Деев. Но есть и иные мнения.
«Ситуация с газом по 1000 долларов не может априори продлиться дольше нескольких недель — при таких ценах происходит деградация спроса, закрываются производства или газ замещается альтернативными источниками энергии как уголь или мазут (в электрогенерации)», — говорит Сергей Капитонов. По его мнению, обоснованная (справедливая) долгосрочная цена газа на мировых рынках может быть в диапазоне $6-8/млн БТЕ ($200-300/тысячу кубометров). «Именно при таких ценах расширяются ниши для использования газа, а на рынок выходят новые потребители. Если же текущие цены сохранятся на длительную перспективу, то поставщики, выиграв краткосрочно, могут проиграть долгосрочно, поскольку будут приниматься решения, направленные на выход из газовой энергетики», — поясняет эксперт.
Атом вам в помощь
По мнению Сергея Капитонова, при таких ценах на газ скорее можно ожидать ускорения принятия решений в области создания независимых от традиционной энергетики мощностей — но это создание занимает годы, а нынешнее ценовое ралли — месяцы.
С другой стороны — газ, в отличии от других источников энергии, не подвел ту же Европу. Подвела, наоборот, вера в альтернативы. Как отмечает Артем Деев, Еврокомиссия уже заявила, что в ближайшее время будет разработана программа по увеличению запасов.
«Сейчас в Европе наверняка будут думать о том, чтобы создавать большие резервы сырья на случай, когда ВИЭ не могут дать нужного объема энергии», — рассуждает эксперт. По его мнению, кардинально движение Европы к нулевым выбросам не изменится, но сроки использования ископаемого топлива могут быть увеличены.
«Очевидно, что совершенно зря в Европе и других странах похоронили атомную энергетику. Вся эта ситуация может привести к некоему ренессансу в атомной генерации», — добавляет Владимир Брагин.
«Думаю, другой альтернативы в горизонте не видно, а выход напрашивается сам — это строительство атомных станций и тесное взаимодействие с Российской Федерацией», — соглашается Хаджимурад Белхароев.
Таким образом в числе бенефициаров нынешних газовых гонок может оказататься не только «Газпром», но и «Росатом». Это было бы логичным, ведь отечественная госкорпорация давно зарекомендовала себя, как надежный партнер. Но проблема в том, что у мировой политики своя логика. И не исключено, что вместо новых контрактов Россия получит лишь новые санкции.