В Россию – за дипломом

15 ноября 2021, 14:41

Предприниматель Дмитрий Давыдов рассказал как стимулировать иностранных студентов учиться в России

Михаил Терещенко/ТАСС
Читайте Monocle.ru в

Россия заинтересована в иностранных студентах, так как это способствует повышению имиджа российского образования за рубежом. Одной из последних мер по привлечению иностранных студентов, принятых правительством РФ, стало увеличение числа квот на обучения иностранцев. Если в 2021 году квот было 18 тысяч, то к 2023 году их число вырастет до 30 тысяч. Такие данные озвучил врио директора департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Алексей Левченко.

Создание привлекательной и конкурентоспособной системы высшего и среднего специального образования в России поможет усилить общую и инвестиционную привлекательность страны, считает предприниматель Дмитрий Давыдов. Как это лучше реализовать он изложил в своем проекте «20 идей по развитию России».

Образование по-русски

Почти в два раза с 2010 по 2019 годы выросло число иностранных студентов в России - с 153 тыс. до 297,9 тыс. человек, следует из данных Минобрнауки РФ. Иностранные студенты составляли 8% от общего числа всех обучающихся российских вузов в 2019-2020 учебном году.

Чаще всего учиться в Россию приезжают граждане Казахстана и Узбекистана. В топ стран также входят Туркменистан, Китай, Таджикистан, Индия, Украина, Республика Беларусь, Египет, Азербайджан, Киргизия и Республика Молдова. Иностранные студенты предпочитают получать образование в Российском университете дружбы народов (РУДН), Московском финансово-промышленном университете «Синергия», Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (Политех), Высшей школе экономики и Казанском федеральном университете (по данным Минобрнауки на 1 января 2020 года). Иностранцам особенно интересны инженерные и медицинские программы, а также экономика и управление, следует из данных официального сайта о высшем образовании в России для иностранных студентов «Study in Russia». 

Студенты из других стран могут сдать экзамены для поступления в российский вуз как по общей программе, так и по специальной программе для иностранцев. Обучение может оплачиваться за счет госсубсидий, квот, и за счет личного бюджета студента. На время поступления студент получает визу на три месяца, также с некоторыми странами на этот период у России действует безвизовый режим. После зачисления в вуз, студент должен получить учебную визу на 1 год и ежегодно продлевать срок ее действия. Как раз это является одним из отягчающих факторов для обучения в России, считает Дмитрий Давыдов. Он предлагает взять пример с США, где студенческая виза (F-1) выдается на срок всего обучения в вузе. В случае, если студент прекратил обучение, визу можно будет отозвать.

Студгородки со льготами

Введение налоговых льгот на 30 лет для вузов, открывающихся в специальных студенческих городках, поможет сделать образование в России более привлекательным, считает автор. Давыдов рекомендует установить налоговые ставки равные нулю на все виды налогов, связанных с образовательной деятельностью вузов. В том числе предлагается освободить вузы от уплаты налогов на имущество и землю, чтобы собственники вузов могли строить просторные и комфортабельные образовательные и спортивные сооружения. Проведение работ по строительству и работу подрядных и снабжающих организаций не стоит облагать налогами. Нулевые ставки автор также рекомендует ввести на заработную плату и доходы персонала учебных заведений.

Такие льготы будут стимулировать иностранные вузы открывать свои филиалы именно в России. Так заграничные вузы смогут обеспечить лучшее в мире соотношение цены и качества, что станет привлекательным фактором как для иностранных, так и российских студентов.

Располагать студенческие города автор предлагает в регионах страны, наиболее остро нуждающихся в притоке инвестиций. Открытие вузов в регионах также позволит остановить отток молодого населения в Москву и Санкт-Петербург. Студенты после получения диплома будут оставаться в регионах и способствовать развитию экономики на местах.

Первым делом студенческие города привлекут абитуриентов из Восточной Европы, СНГ, Индии, Китая, стран Ближнего Востока и Африки, считает Давыдов. Позднее, когда рынок образования в России будет сформирован, подтянутся и вузы первой величины. Они привлекут внимание студентов из Англии, Западной Европы, ОАЭ, США, Южной Кореи и Японии, а также детей российской элиты.

Возможностей для подработки студентов-иностранцев должно стать больше. Необходимо упростить административные барьеры и предоставить полное право иностранным студентам быть трудоустроенными без дополнительных разрешений и лицензий, уверен автор. Так, в странах Евросоюза студенты получают разрешение на работу автоматически с видом на жительство.

Плюс в открытии филиалов иностранных вузов в России будет и для россиян, поскольку им не придется уезжать за пределы страны для обучения в заграничных вузах. Это также позволит им экономить средства на проживании и питании.

Студенческие города положительно скажутся на развитии и росте предпринимательской активности: в регионах будут открываться магазины, кафе, гостиницы, кинотеатры, будет пользоваться спросом аренда жилья. Также заселение регионов повлечет необходимость развития транспортной инфраструктуры и будет способствовать востребованности новых маршрутов. Сюда же подтянется необходимость открытия новых больниц, востребованными станут медстраховки для иностранцев.

Иностранные студенты после возвращения на родину будут рассказывать о России своим знакомым. Это будет помогать формировать положительный имидж страны за рубежом и, соответственно, скажется на росте туризма, считает автор.

«Создавая сегодня возможность получения современного образования на территории России, мы создаем не только новые возможности для бизнеса, но также позволим гражданам России, которые закончат данные вузы, быть конкурентными с их сверстниками из западных стран. Кроме того, современные молодые специалисты, окончившие такие вузы, будут очень востребованы при трудоустройстве в рамках проектов, которые предлагаются нами для развития в соответствии с предложениями, указанными в предыдущих частях», - отмечает Дмитрий Давыдов в тексте проекта «20 идей по развитию России».

Автор создал проект еще пять лет назад, он некоммерческий и не политический. «20 идей» написаны из гуманистических соображений, отмечает Давыдов. Однако без законодательной поддержки государства реализовать их будет невозможно. Поэтому автор надеется на поддержку со стороны властей.