Positive Technologies решилась на прямой листинг

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
16 ноября 2021, 14:56

Идя на прямой листинг, Positive Technologies – одна из ведущих компаний в сфере кибербезопасности – стремится прежде всего обезопасить саму себя от возможных санкций.

Коллаж: Тамара Ларина
Читайте Monocle.ru в

Как заявил председатель совета директоров Positive Technologies Юрий Максимов на конференции The Standoff 2021, компания намеренна провести то, что он назвал «специфическим» — то есть, прямым, листингом. В его рамках 40-50 тысячам частных инвесторов-физлиц будут проданы уже существующие акции. Таким образом, сообщает «Прайм», компания, работающая в сфере кибербезопасности обойдется без андеррайтеров и допэмиссии.

«На биржу мы выходим специфическим образом. Нам нужны "физики", фонды более консервативны… У нас покупателей много, мы рассчитываем, что у нас будет порядка 40-50 тысяч покупателей», — сказал Максимов на конференции. Он также напомнил, что за последние 10 лет капитализация компании выросла в 140 раз. «Технически это будет не IPO, а размещение в режиме прямого листинга — это будет листинг акций, которые у компании уже сейчас существуют», — добавил Максимов.

В компании уточнили, что сегодня акционерами Positive Technologies являются нынешние и бывшие ее сотрудники — около полутора тысяч человек. В «час икс» они готовы выйти на биржу и начать продавать акции, добавил глава совета директоров. Что это будет за биржа, он не сообщил.

Потянет на миллиард

Поступая так, компания пытается пойти нестандартным путем, говорит управляющий активами Андрей Зенин. Вместо привычного IPO она намерена провести технический листинг, что называется, «для своих», сделав акции инструментом мотивации сотрудников с одной стороны, и способом привлечения новых совладельцев к взаимовыгодному сотрудничеству — с другой. И это вполне может получиться, считает эксперт, поскольку у тех, кто работает в Positive Technologies с большой вероятностью есть знакомые и родственники, в достаточной степени мотивированные на покупку активов компании.

Момент для размещения тоже весьма подходящий, полагает эксперт. Индексы сейчас находятся на своих максимумах, сектор кибербезопасности — один из самых быстрорастущих в мире, при этом в нем до сих пор нет ни одной публичной российской компании. Еще один плюс — интересный PR-кейс. Компания в чем-то копирует путь токенизации, когда владельцы токенов могут влиять на развитие проекта. Такой подход, как ожидается, будет интересен для молодых инвесторов

К тому же и сама по себе Positive Technologies — компания достаточно привлекательная, считает Зенин. Ее бизнес удваивается практически каждые два года, рентабельность составляет 40% — неплохие показатели. А значит, у компании высокие шансы достичь своих целей и привлечь нужное количество частных инвесторов. В ходе листинга она может быть оценена не менее чем в 1 млрд долларов, полагает эксперт.

Безопасность — это в первую очередь минимизация рисков

Разнообразие практик на фондовом рынке — одно из условий его динамичного развития, диверсификации и конкуренции инструментов и механизмов, считает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. И в этом плане инициатива Positive Technologies вызывает несомненный интерес. Потому что классическое IPO и прямой листинг различаются разительно.

При первичном размещении выпускаются в обращение и предлагаются покупателям новые акции. Компания становится публичной и привлекает таким образом средства на свои цели. Но это требует от эмитента больших трат на процедуры, андеррайтинг, и предъявляет некоторые более жёсткие условия и требования по сравнению с прямым листингом. При прямом листинге новые акции не появляются, компания не привлекает средства. В продажу на бирже поступают акции, уже выпущенные ранее, и продаёт их не эмитент, а нынешние владельцы, которые и получают средства от продажи. Но и в этом случае компания становится публичной, с листингом и открытым размещением бумаг на бирже и дальнейшей их торговлей.

Таким образом можно констатировать, что цель Positive Technologies необычна, как и способ её достижения, говорит Гойхман. Владельцы бумаг — 1500 физических лиц, это нынешние и бывшие сотрудники. Их выход на биржу способствует мотивации за счёт понимания способа получения реального дохода от своих бумаг, помимо дивидендов. Но и новые покупатели, как планируется, будут близки к IT-сфере и области, в которой действует предприятие.

Продажи нацелены на приобретателей-«физиков» примерным числом в 40-50 тыс. чел. Таким образом создаётся общее лояльное сообщество, некий «клуб по интересам». Для его создания уже подготовлена целевая аудитория, поэтому организаторы предполагают достаточно успешно разместить бумаги среди заинтересованных лиц. Соответствуя такой задаче, эмитент не ориентируется на продажу инвестфондам, банкам и иным институционалам; ему не нужны «якорные» крупные акционеры.

Возможно, добавляет Гойхман, у эмитента есть соображения и по «размыванию» пакета между большим числом владельцев со снижением возможности его консолидации. Вероятно, компания стремится минимизировать таким образом и риски наращивания санкций, подобных тем, под которые она попала весной нынешнего за якобы имевшую место поддержку киберпрограммы российских спецслужб.