Глава правительства Польши Матеуш Моравецкий заявил, что на первом месте в энергетической повестке для Европы должны находиться мирные цели. Поэтому, сообщает «Прайм» со ссылкой на интервью политика, которое он дал изданию Bild, власти Германии должны отказаться от сертификации российского газопровода «Северный поток — 2», чтобы не давать Москве дополнительные деньги за газ.
«Нужно работать вместе ради мира, а не давать Владимиру Путину дополнительные деньги в виде платежей за энергоресурсы, с помощью которых он сможет продолжить наращивать вооружения», — заявил Моравецкий. Он повторил позицию Польши: «Северный поток — 2» должен быть остановлен. Такой совет польский премьер дал кандидату на пост канцлера Германии Олафу Шольцу, никак, впрочем, не.
Между тем, «Северный поток — 2» и без Польши испытывает сложности. Федеральное сетевое агентство Германии приостановило сертификацию Nord Stream 2 AG (оператор трубопровода) как независимого оператора. В агентстве пояснили, что Nord Stream 2 должен будет создать дочернюю компанию, чтобы управлять немецким участком газопровода. Для этого будет необходимо вновь подать полный комплект документов для процедуры сертификации.
Таким образом, четырехмесячный срок, который изначально был предусмотрен для принятия решения по трубе регулятором Германии, пока не отсчитывается. Но и Евросоюз зимой не получит дополнительных поставок газа по новому трубопроводу, так что эта новость уже стала причиной очередного всплеска цен на газ в ЕС.
Шли поляки тёмным лесом за каким-то интересом
Сертификация трубопровода «Северный поток — 2» в Германии по правилам немецкого релулятора может длиться 10 месяцев. Это касается всех трубопроводов, не только российского, отмечает аналитик товарных рынков отдела глобальных исследований компании «Открытие Инвестиции» Оксана Лукичева. Однако, напоминает она, есть исключение: возможность разрешить поставки газа в период проведения сертификации, если случаются форс-мажорные обстоятельства.
Поскольку у «Газпрома» были законтрактованы небольшие объёмы поставок с октября по декабрь, то очевидно, что такую возможность предусматривали, полагает аналитик. Но пока, видимо, европейцы не считают, что форс-мажорные обстоятельства наступили — несмотря на рекордный рост цен на газ. Значит, реального дефицита газа в Европе нет.
В соответствии с правилами, сертификация газопровода может длиться до июля 2022 года включительно, и это означает, что труба не заработает в текущем отопительном сезоне. Можно уже сейчас сказать, что «Газпром» в такой ситуации теряет долю европейского рынка в пользу норвежских и американских конкурентов. Норвегия активно увеличивает поставки газа на европейский рынок, американские производители СПГ также обещают к концу года нарастить экспортные мощности. И Польша своими громкими политическими заявлениями просто помогает затянуть процесс, давая выиграть время производителям СПГ.
Собственно, уверена Лукичева, именно в этом состоит цель всех плясок с санкциями и прочих политических игр. Не стоит забывать и о том, что в Германии происходит смена власти, что стало важным фактором при запуске трубопровода. Поскольку его не успели пустить при лояльной проекту г-же Меркель, текущая ситуация с затянувшимся созданием коалиции также не ускоряет процесс, поскольку во власти теперь присутствуют активные противники проекта.
«Рассматривая позицию и заявления Польши стоит помнить, что она сама — транзитная страна для российского газа. И сегодня именно она дает, как выражается Моравецкий, "Путину" возможность получать те самые "миллиарды на вооружение". И, кстати, давать их не отказывается. Напротив: Польша хочет и дальше давать эти миллиарды и получать свою долю за транзит, но боится, что они уйдут в “Северный поток — 2”», — добавляет Антон Гринштейн, эксперт информационно-аналитического центра компании Hamilton.
Если бы только Польша
Польша по понятным причинам выступает давним и непримиримым противником «Северного потока - 2», напоминает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. Она публично рассматривает его как в основном политический проект. И основные опасения её связаны с возможным усилением экономического и политического влияния России на европейские страны.
Но приостановка Германией сертификации Nord Stream 2 AG связана с доводами законодательства о конкуренции на энергорынках, подчеркивает аналитик. По условиям работы на внутриевропейском рынке газа, одна компания не может одновременно быть добывающей (то есть собственником газа), транспортирующей и продающей. То есть, оператор «СП-2» не должен контролироваться поставщиком газа — «Газпромом». Это должны быть независимые компании. А Nord Stream 2 AG не соответствует данным требованиям, поскольку является «дочкой» «Газпрома».
Ситуация может осложниться и тем, говорит Гойхман, что после состоявшихся выборов в Бундестаг и ухода Ангелы Меркель в правительстве усиливаются позиции экологов, выступающих против газопровода. Возможно, это дополнительно повлияло на приостановку Германией сертификации Nord Stream 2 AG.
Проектная мощность газопровода «Северный поток-2» (СП-2) составляет 55 млн куб. м газа в год. Сейчас в Европу через газотранспортную систему (ГТС) Украины поставляется по контракту 40 млн куб. м в год. Есть и иные транспортные коридоры, которые останутся задействованными в перспективе. Поэтому, с позиций удовлетворения потребностей ЕС в газе, «СП-2» вполне может заместить украинский транзит. Изначально, собственно, он и задумывался «Газпромом» как коридор в обход непредсказуемой Украины.
Для России важно и то, добавляет эксперт, что поставки по новому газопроводу дешевле по себестоимости, и чем больше объём такой прокачки, тем дешевле обходится поставка каждого кубометра. Кроме того, при таком варианте не надо платить транзитные пошлины Украине. С точки же зрения европейцев, есть смысл сохранять часть поставок и через Украину — это обеспечивает их альтернативность и диверсификацию, более высокую гибкость в отношениях с поставщиками, а также повышает надёжность на случай каких-либо обстоятельств, препятствующих движению по тому или иному пути.
Для Украины же сохранение транзита жизненно необходимо, констатирует Гойхман. Прежде всего из-за того, что транзитные пошлины дают принципиально важный немалый доход. Кроме того, с технической точки зрения, прокачка через ГТС обеспечивает необходимые эксплуатационные параметры, нужные и для поддержания её работы, и для распределения газа по ней внутри страны.
И конечно же, ко всем этим экономико-техническим соображениям мощным потоком добавляются, если не превосходят их, политические резоны — свои у каждой из сторон. Проблема сохранения украинского транзита неоднократно обсуждалась, и есть консенсусное подтверждение того, что он останется и после окончания действия текущего договора в 2024 году.
«Перипетии дальнейшего продвижения этого вопроса по-прежнему малопредсказуемы. У каждого из участников собственные интересы, зачастую противоположные другим сторонам, свои аргументы и козыри», — заключает Марк Гойхман.