Основа постановки — роман Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия», в инсценировке Сергея Михалкова. Премьера состоялась в театре «Прогресс Сцена Армена Джигарханяна» 13 ноября.
Острая сатира, в центре которой — человек, обреченный «годить» всем и всегда. Невооруженным глазом видно, что в первую очередь режиссера интересуют именно человеческие страхи, сомнения и стремление выжить, пусть даже для этого придется поступиться очень и очень многим. Трансформация, которая происходит с главными героями — вот куда направлен слепящий прожектор этой постановки.
Эти перемены блестяще демонстрируют центральные персонажи — они как черное и белое. Рассказчик (Сергей Климов) и Глумов (Сергей Чонишвили). Полярные в своей органике, разные по эмоциям, движению, манере речи, артисты играют такие же полярные образы. При этом их герои объединены общей идеей: сидеть, не высовываться, тихо ждать. Растительная жизнь, обжорство, карты — вот из чего состоит скупое бдение главных героев. «Удивлять мир отсутствием поступков и опрятностью чувств» — такой девиз приходится по вкусу приятелям и затягивает обоих в круговорот нравственного падения, оподления человека.
Сценографом постановки выступил Владимир Арефьев, он сумел привнести в спектакль совершенно фантастические метафоры. Пространство живет и дышит, балансируя на границе двух миров, разделенных деревянным задником. Порой этот задник раскрывает свое нутро, как бы приглашая зрителя заглянуть глубже — по ту сторону действа.
Отдельной большой находкой стали огромные деревянные колеса, которые заменяют героям привычные кровати, столы и другие атрибуты. Они являются символом бесконечного движения героев, колесящих по всей стране и постигающих грани размаха, широты необъятной Родины и ее любви к кутежу. Все в этом спектакле крутится, кружится, вертится, не останавливаясь ни на секунду и создавая неповторимую динамику повествования.
Еще одной яркой деталью сценографии стали шары, которые превращаются то в пушечные ядра, то в бесконечный маятник, раскачивающий человеческую жизнь из стороны в сторону.
Герои и сами демонстрируют поразительную переменчивость и метаморфозы внутреннего «Я», выраженные языком тела. Режиссером по пластике выступил Сергей Землянский. Он создал потрясающие пластические фигуры для шестерых персонажей, которые подталкивают, соблазняют, провоцируют, манят за собой главных героев. Они всегда ходят рядом, а порой занимают центральное место, оттесняя все остальное. Это страхи, которые живут и управляют каждым человеком, толкая его на самые разные поступки — хорошие и плохие, мерзкие, радостные, великие. Именно на страхи возлагает ответственность за происходящее режиссер спектакля — Сергей Газаров.
Отдельного упоминания заслуживает музыкальное оформление постановки. Композитор Павел Акимкин написал оригинальную музыку, которая тонко и точно вплетается в ткань спектакля. Саунд-дизайнером выступила Софья Ефремова, она работала над звуковым сопровождением. В тандеме им удалось создать мощный колорит, который не перетягивает внимание на себя, но при этом работает на главную идею: динамику и бесконечное движение.
Спектакль бьет наотмашь, не покидая мыслей даже после того, как в зале зажигается свет. Но удар смягчается великолепной игрой актеров, потрясающим режиссерским рисунком, сценографией, музыкой и другими составляющими. А главное — здесь царит юмор, который виртуозно играет свою роль — очищающую и живительную.