Президент США Джо Байден делает вид, что не замечает очевидного противоречия между тем, что он делает и что просит или, вернее, требует от других. На саммите G20 в Риме, к примеру, американский лидер упрекнул Россию и Китай в том, что они недостаточно активно участвуют в переходе к зеленой энергетике. При этом он привез с собой в Рим 85 джипов и за время проведения саммита успел изрядно загрязнить воздух итальянской столицы той самой двуокисью углерода, которая считается главным источником глобального потепления на Земле.
Еще отчетливее это противоречие просматривается в ситуации с бензином в Америке, цена на который все 9 месяцев, что Джо Байден находится у власти, к его огромному неудовольствию, растет. Все в США и, в первую очередь, политики пристально следят за ценниками на автозаправках, потому что бензин - главный показатель настроений в обществе и барометр того, как будут голосовать избиратели на всех выборах, начиная от местных и заканчивая президентскими.
Джо Байден крайне недоволен нынешними высокими ценами на бензин, потому что американские избиратели, тоже ими, естественно, крайне недовольные, предъявляют претензии за дорогой бензин властям и, в конечном счете, ему. Казалось бы, проблема решается просто: нужно всего-то увеличить добычу нефти и больше отвозить ее на нефтеперерабатывающие заводы, где из нее и делают бензин. Здесь американская политика двойных стандартов и превосходства предстает во всей красе. Приказать своим нефтяникам качать больше нефти Байден не может, потому что в Америке демократия и рыночные отношения и потому что нефтяники могут послать его подальше. Вот он и просит нарастить добычу «черного золота» другие нефтедобывающие страны и, в первую очередь, нефтяной картель ОПЕК и не входящие в него нефтедобывающие страны во главе с Россией, договорившиеся о совместных действиях для поддержания на нужном уровне цен на нефть и подписавшие несколько лет назад соглашение ОПЕК+. Причем, просит по-американски, так, что просьба больше похожа на приказ. И потом искренне удивляется, когда получает отказ, как ему отказали сейчас нефтедобывающие страны в просьбе ускорить рост добычи, чтобы сбить цены на нефть и, в конечно счете, на бензин.
В понедельник, 1 ноября, Кувейт заявил, что картель и ОПЕК+ не намерен отказываться от принятого на саммите ОПЕК+ плана по постепенному увеличению квот на добычу. Кроме Кувейта, то же самое, пусть и разными словами, на просьбу Джо Байдена ответили другие ключевые члены ОПЕК, включая Ирак, Алжир, Анголу и Нигерию. Последняя надежда Байдена на четверг, 4 ноября, когда министры нефтяной промышленности стран участниц соглашения ОПЕК+ соберутся на очередной саммит.
Вашингтон надеется на помощь Индии, Японии и других импортеров, которых тоже не устраивают высокие цены на нефть и бензин и которые тоже просят нефтедобывающие страны побыстрее наращивать добычу нефти.
Цена барреля нефти к началу ноября поднялась до 85 долларов, а галлона (3,785 л) бензина в США достигла семилетнего максимума – 3,7 долларов.
Джо Байден искренне, по крайней мере, создается такое впечатление, уверен, что Саудовская Аравия, Россия и другие нефтедобывающие страны должны побыстрее вернуться к допандемическим уровням добычи, чтобы американские автомобилисты смогли заливать в баки своих машин дешевый бензин. Он, кстати, не ответил на вопросы журналистов, что предпримут США в случае отказа ОПЕК+ выполнить его просьбу. Наиболее простой способ снизить цены на бензин – продать нефть из стратегических запасов США.
Члены ОПЕК+ договорились наращивать добычу ежемесячно на 400 тыс. бар./сутки. Министр нефтяной промышленности Анголы Диамантино Педро Азеведо заявил в прошлое воскресенье, что этот план работает хорошо и что отступать от него нет смысла.
Ежемесячное наращивание добычи именно на 400 тыс. бар./сутки принято по ряду причин, включая и технические возможности стран наращивать добычу после ее сокращения. Ряд нефтедобывающих стран жалуются, что для них и такой рост слишком быстрый.
Но самый главный довод придерживаться плана заключается в отсутствии полной уверенности в том, что спрос вернулся на допандемический уровень, потому что пандемия еще не закончилась, как заявил на днях министр энергетики Саудовской Аравии Абдулазиз бен Салман.
В ОПЕК+ к тому же считают, что рост добычи слабо повлияет на цены на энергию, взлетевшие в Европе и Азии из-за нехватки газа и угля.
С другой стороны, ОПЕК+ уже не раз удивлял рынки неожиданными решениями. Эр-Рияд и Москва, главные участники соглашения ОПЕК+, на словах довольны тем, как оно работает, но ни КСА, ни Россия прямо на просьбу Байдена так и не ответили. Возможно, для того, чтобы оставить себе поле для маневра.