Одновременно Bloomberg сообщает, что группа законодателей США инициировала рассмотрение вопроса о возрождении закона, известного как NOPEC. Закон позволит администрации США применять к членам ОПЕК (официальная международная организация) меры, которые более века назад в рамках национального законодательства использовались для расчленения Standard Oil. В том числе начислять судебным порядком миллиардные компенсации за манипулирование энергетическим рынком.
Получается, что в первом случае США предлагают странам-потребителям нефти вступить в сговор минуя все международные нормы. А во втором — собираются наказать международную организацию (стран-экспортеров нефти) за сокращение добычи, о котором ранее, когда цены рухнули и сланцевая отрасль оказалась на грани банкротства, они буквально умоляли ОПЕК, выкручивая руки Саудитам.
Одни наблюдатели вспомнили по этому поводу о двойных стандартах американской политики, другие диагностировали у США биполярное расстройство (две противоположные мысли в одной голове).
Оба определения верны в том, случае, если предположить, что США действуют, преследуя некие абстрактные (общечеловеческие) интересы во имя общего блага и добра. Если же за основу взять национальные интересы Америки, то администрация Байдена действует логично и последовательно, предлагая сговориться странам-потребителям против стран-производителей. Мало того, действия эти носят прецедентный характер.
Идея создания «картеля потребителей» не нова. Впервые она прозвучала 12 декабря 1973 года в Лондоне во время речи Генри Киссинджера перед Обществом пилигримов, которое было основано 16 июля 1902 года как инструмент непубличной координации (сговор) действий США и Англии на международной арене.
Толчком для идеи «картеля потребителей» послужило нефтяное эмбарго арабских стран, а ее суть заключалась в создании общего для крупнейших стран-импортеров механизма воздействия на мировые нефтяные цены. То есть механизма манипуляции рынком, который предусматривал создание стратегического резерва в Европе и США, системы общего мониторинга нефтяных цен и единого реестра импорта/экспорта углеводородов.
Напоминаю, речь идет не о сегодняшнем дне, а о кризисе 1973 года. Так что вынужден разочаровать сторонников теории биполярного расстройства Америки и неадекватности г-на Байдена — «картель потребителей» существует, и действует на протяжении уже 45 лет.
11-13 февраля 1974 года на совместной конференции в Вашингтоне были преодолены последние противоречия между США, Европой и Японией (развитые страны). В своей речи на конференции Киссинджер объявил, что США берет на себя миссию по спасению мира от повторения катастроф 1930 и 1973 годов. А в мае 1974 года VI Специальная сессия Генассамблеи ООН примет Резолюцию о создании нового мирового экономического порядка (НМЭП).
Для достижения согласия США прибегли тогда к угрозам в адрес Бонна (вывод своих войск) и Лондона (отказ в поддержке фунта стерлингов). В итоге согласие было достигнуто. Объясняя происшедшее, Киссинджер скажет: нет никакого хитроумного плана США по подчинению энергетической политики Европы, «это не в наших интересах». Цель одна — не допустить повторения эмбарго.
В ноябре 1975 года «картель потребителей» был утвержден. В Рамбуйе на первом заседании неформального клуба лидеров «свободного мира» (G7) Европа и Япония получили новый (совещательный) статус на нефтяном рынке и в международной политике, при этом официально Германия и Япония сохранили статус побежденных стран.
Особую пикантность ситуации придавало заключенное в том же (1975-м) году соглашение США и Саудовской Аравии о сотрудничестве в вопросах экономики и безопасности, в рамках которого Эр-Рияд взял на себя обязательства вкладывать половину своих нефтяных доходов в ценные американские бумаги и закупать у Америки оружие в обмен на военную помощь «против любой угрозы».
Одновременно с учреждением G7 был создан институт реализации программных целей «картеля потребителей» — Международное агентство по энергетике. Программными задачами МЭА были заявлены: сокращение импорта на 10%, расширение добычи вне ОПЕК, развитие альтернативной энергетики, поддержка с помощью тарифной политики высоких цен на продукты нефтепереработки внутри «свободного мира» и ограничение роста закупочных цен на сырье вне его.
Смысл последней меры заключался в том, чтобы более дешевая добыча ОПЕК не похоронила альтернативную энергетику и рост добычи вне ОПЕК. Что называется, найдите 5 отличий с сегодняшним днем, начиная с антикарбонового налога, «зеленой» энергетики и заботы США об энергобезопасности всего «свободного мира». Их не видно, но они есть. Как минимум два.
Во-первых, в «свободный мир» кроме Западной Европы и Японии теперь входит вся Восточная Европа и Украина, но на правах расходного материала. А, во-вторых, сегодня к «картелю потребителей» открыто предложено присоединиться Индии и Китаю, которые за последние 10 лет превратились в крупнейших импортеров нефти, стали определяющими рынок игроками.
Ничего принципиально нового администрация Байдена в уже существующую конструкцию не привнесла. Основной принцип внешней политики США остается неизменным — разделяй и властвуй. России давно пора расстаться с прекраснодушными иллюзиями о существовании абстрактного (политически нейтрального) международного порядка и начинать действовать наступательно.
Сила права существует только для вассалов. Суверены свое право отстаивают с помощью силы, формируя тем самым общий порядок.