Томские ученые нашли способ устранения запахов в плацкарте

27 ноября 2021, 12:10

Их разработка также снизит риски распространения заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем

из открытых источников

Аспирантка химического факультета Томского госуниверситета Мария Черных победила в конкурсе «УМНИК–РЖД» со своей разработкой — катализатором, способным эффективно очищать воздух от летучих органических соединений, бактерий и вирусов в присутствии людей. В перспективе эту технологию можно будет использовать не только в поездах, но и в салонах самолетов, на подводных лодках, в супермаркетах и кинотеатрах, сообщается на сайте вуза.

«Наиболее эффективная очистка воздуха сегодня производится с помощью озона, но этот газ опасен для человека, поэтому после проведения санации его необходимо устранить. Задача нашего проекта – создание эффективного катализатора, который дополнит систему озонирования и будет разлагать О3 до безопасного О2, которым мы дышим. Это позволит очищать воздух во время движения вагона вместе с находящимися в нем пассажирами», — рассказала Мария Черных. 

Ее руководитель, старший научный сотрудник лаборатории каталитических исследований ХФ ТГУ Григорий Мамонтов пояснил, что уникальность разработки заключается в том, что в качестве активной композиции используются смеси оксидов переходных металлов, тогда как классические системы обычно содержат платину и палладий. Новый метод позволит значительно снизить стоимость катализатора, а также избежать сложностей, связанных с оборотом драгметаллов. Кроме того, катализатор будет состоять не из металлических ячеистых материалов, а из более дешевого кордиеритового блока. Размер ячейки в таком блоке меньше, что значительно повышает эффективность катализатора.

После того, как функциональные характеристики нового продукта будут исследованы в лаборатории ТГУ, катализатор пройдет апробацию в реальных условиях. 

Как писал «Эксперт», к созданию высокоскоростного поезда, разгоняющегося до 400 км/час, приступила компания «Синара —Транспортные Машины» (СТМ) совместно с РЖД и учеными вплоть до Академии наук. Проект заявлен, как весьма амбициозный с точки зрения локализации, будущий поезд должен быть почти сугубо российской разработкой. Изготовить, испытать и сертифицировать первые два состава новых скоростных поездов планируется к 2028 году. Первой магистралью для поезда должна станет Москва — Санкт-Петербург. Время в пути из одного города в другой должно составить 2 часа 15 минут.