Эти острые вопросы стали одной из тем для осуждения на рамочной конференции ООН по изменению климата (СОР26), которая проходит в эти дни в шотландском Глазго. Представители федеральных правительств здесь снова пытаются договориться о правилах Парижского соглашения по климату. Еще в 2015 году страны провозгласили цели сократить выбросы парниковых газов, а также не допустить роста среднегодовой температуры на Земле более чем на 2 градуса Цельсия к 2100 году. Но решать, кто и что будет сокращать, каждая страна должна сама.
Очевидно, что за минувшие 6 лет экосистема регионов продолжила изменяться, и не в лучшую сторону. Продолжили ли частные компании вести свои проекты, направленные на поддержку природы? Международные эксперты и предприниматели обсудили эти вопросы на сессии Российского партнерства за сохранение климата «Взаимосвязь природы и климата. Что может сделать бизнес».
Решающую роль в изменении климата сегодня играет само человечество: биоразнообразие сокращается беспрецедентными темпами, а «нагрузки» на природу со стороны цивилизации только растут, отметил в ходе сессии заместитель исполнительного директора неправительственного экологического фонда имени В.И. Вернадского Андрей Чешев. По его оценке, взаимосвязь между климатическими изменениями, состоянием природы и культурой существовала всегда, и сегодня она достигла максимума. Нужны решительные действия властей, предпринимателей и населения в целом, полагает эксперт.
Чтобы сохранить окружающую среду для будущих поколений, нужно не только соблюдать условия Парижского соглашения и следовать концепциям ООН, сказал Том Уильямс, директор департамента водных ресурсов и природы Всемирного делового совета по устойчивому развитию (World Business Council for Sustainable Development (WBCSD)). Он упомянул о глобальных целях, которые организация предлагает поставить перед мировым сообществом: Zero Net Loss for Nature с 2020 года, Net Positive к 2030 году и Full Recovery к 2050 году. Однако «сегодня пандемия COVID-19 внесла существенные коррективы в климатическую повестку»: на борьбу с пандемией власти по всему миру тратят значительные средства, перемещая деньги из нескольких статей бюджетов. По этой причине решение проблем сохранения разнообразия отходит на второй, а то и на третий, подчеркнул юрист Baker McKenzie Грег Макнаб. По его мнению, по этой причине бизнес находится в более тяжелой ситуации, по сравнению с тем же «доковидным» 2019-м. Предпринимателям приходится решать сложные «зеленые» задачи без поддержки властей, пояснил эксперт.
Похожего мнения придерживается руководитель департамента по защите климата и природы Business for Nature Майкл Офсухин-Уайз. Государству следует прикладывать усилия, для того чтобы создавать комфортную среду для развития «зеленого» бизнеса. Однако, есть крупные компании, активно придерживающиеся принципов устойчивого развития. Одной из таких компаний является En+ Group, которая, по инициативе основателя компании Олега Дерипаски, финансирует и ведет ряд программ, направленных на сохранение природы в регионах присутствия. Во время своего выступления, Антон Бутманов, директор по устойчивому развитию En+, на примере озера Байкала показал прямую взаимосвязь между деятельностью человека и экосистемой озера, а также то, как именно бизнес может положительно влиять на состояние окружающей среды. Компания регулярно проводит исследования состояния Байкала и реализует мероприятия по его охране.