Экономика Германии всегда считалась безотказной рабочей лошадкой, которая вытащит Европу из кризиса. Однако сейчас ситуация как в Старом Свете, так и в целом на планете изменилась – ориентированные на экспорт экономики типа немецкой восстанавливаются после пандемии медленнее остальных. По крайней мере, немецкая экономика сейчас явно плетется в хвосте европейских экономик, выходящих из локдаунов и ограничений.
Немецкий производственный сектор испытывает крупные проблемы в сборке машин и оборудования из-за дефицита как комплектующих деталей и сырья, так и нехватки рабочей силы. К этим проблемам прибавились очень дорогие энергоносители, которые привели к астрономически высоким счетам за электроэнергию. В довершение ко всему, немецкому бизнесу предстоит потратить в предстоящие годы еще и сотни миллиардов евро на переход к «чистой» энергетике и экономике, процесс, в котором Европа пытается играть роль мирового лидера.
Эра легкой международной торговли и быстрой глобализации, пишет Wall Street Journal, привели к геополитическому напряжению и транспортным «пробкам», сопровождаемым перебоями поставок. Китайские компании, которые в последние годы были главными покупателями немецких товаров, сейчас превратились в конкурентов. Спрос на дорогие немецкие автомобили тоже, так сказать, повис в воздухе благодаря растущей популярности электромобилей.
ВВП ФРГ в августе этого года оказался почти на 9% ниже, чем в августе 2015 года. При этом в целом экономика еврозоны в последнем летнем месяцев выросла на 2%. Достаточно сказать, что в соседней Италии экономика прибавила около 5% за шестилетний период.
МВФ недавно понизил прогноз для экономики ФРГ на 2021 год до 3,1 с 3,6%. Экономисты Фонда рассчитывают, что немецкая экономика будет восстанавливаться в 2022 году приблизительно теми же темпами, что Франция с Великобританией, а в 23-м году начнет отставать от конкурентов.
Сейчас в деловом мире Германии и среди политиков идут жаркие дебаты по вопросу: нужна ли немецкой экономике перезагрузка с реформами и, если нужна, то какими они должны быть. Три партии, ведущие сейчас переговоры по созданию коалиционного правительства, выступают за рост инвестиций в инфраструктуру, подъем зарплат и более четкое планирование в надежде, что это усилит внутренние источники роста и ослабит зависимость немецкой экономики от спроса за границами страны.
Если эти планы будут проведены в жизнь, то в первой экономике Европы произойдет крупнейшая за долгие годы перезагрузка. Хотя немало экономистов считают, что этот план несет в себе значительные риски и может привести к сильнейшему экономическому кризису.
Конечно, слабость немецкой экономики, которая на 30% зависит от экспорта, что приблизительно в 4 раза больше, чем в США, возникла до прихода пандемии. Коронавирус ее только усилил. Стагнация экономического производства и экспорта начались еще в 2017 году.
Последний раз ФРГ отставала по росту экономики от соседей в конце 90-х – начале нулевых. Серия непопулярных у немцев реформ вернула тогда немецкой экономике конкурентоспособность. Несколько лет Германия была крупнейшим экспортером товаров планеты.
Однако сейчас внешние условия даже хуже, чем два десятилетия назад. Достаточно сказать, что даже Китай все больше делает акцент на внутренний спрос и потребление.
Снижение выпуска автомобилей немецким автопромом летом главным образом из-за дефицита стал основным источником экономического спада в середине текущего года. По сравнению с 2017 г. производство автомобилей в ФРГ сократилось более чем на 50%. За девять месяцев года оно незначительно снизилось по сравнению с тем же периодом времени прошлого года, но это легкое снижение произошло на фоне роста глобального производства автомобилей приблизительно на 10% в годовом исчислении. Доля автопрома ФРГ в глобальном автопроме снизилась в 2015-20 гг. с приблизительно 7 до 5%.
Между тем, немецкий автопром, крупнейший, кстати, на континенте, дает работу почти 800 тысячам немцев и обеспечивает 5% экономического производства. И в довершение ко всему, три четверти немецких автомобилей идут на экспорт.
Планируемые новым правительством реформы, которые в целом выразятся в переходе после долгих лет жесткой экономии к росту расходов, делают акцент на развитие внутреннего рынка, но многие экономисты считают, что внутренний рынок Германии никогда не сможет обеспечить достаточный спрос для немецкого машиностроения, потому что в этом секторе много компаний отправляют зарубежным покупателям до 80% своей продукции. Многие в Германии уверены, что ФРГ всегда будет «экспортной» страной.
Переход к «зеленой» энергетике обойдется Германии в 5 трлн евро в ближайшие четверть века или 5,2% экономического производства. Для сравнения: объединение Германий треть столетия назад обошлось западногерманским налогоплательщикам менее чем в 2 трлн евро за двадцать лет.
«Под угрозой вся деловая модель,- уверен глава финансовой компании Allianz SE Оливер Бат.- Если переход к новой энергетике сорвется, то крупные проблемы возникнут у самой сути, сердцевины нашей экономики и серьезный экономический кризис станет неизбежен».