Вокзал 2025

9 ноября 2021, 13:01

Российские железные дороги с 2018 года реализуют политику благоустройства и реновации вокзалов страны. Она стартовала вскоре после того, как Олег Белозеров, бывший первый замминистра транспорта РФ, возглавил эту госкомпанию. Устаревшие объекты с тех пор становятся технологичными и комфортными, а в планах — сделать их центрами инноваций и комфортной городской среды.

Владимир Смирнов/ТАСС

Мы привыкли, что вокзал обеспечивает перевозку, посадку и высадку пассажиров, продажу билетов. Иногда там есть киоски и ларьки, которые торгуют простейшими товарами: газетами или пирожками. Сегодня подход к этому меняется коренным образом. «Главная цель — создать не только безопасное, но и комфортное пребывание людей на вокзале. Если раньше «комфорт» заключался в том, что надо найти кресло или скамейку, чтобы скоротать время — почитать или подремать, — то теперь ставится задача сделать так, чтобы пассажир не терял на вокзале время, а провел его с пользой для себя», — говорит главный инженер ЗАО «ЛенГипрострой» Василий Красковский. Суть в том, чтобы дать людям не только отдохнуть и поесть, но и заняться шопингом, получить банковские услуги, посмотреть фильм или побывать на выставке. А в идеале вокзал может быть комфортным и привлекательным местом не только для пассажиров, но и для жителей города. 

Идеология реновации

Завершить проект планируется в 2025 году, а сумму инвестиций в него в госмонополии оценивали в 100 млрд рублей. Всего на балансе дирекции железнодорожных вокзалов числится 349 вокзалов и 1067 платформ.

В первые годы проекта РЖД сосредоточились на технической «начинке» и IT-решениях вокзалов. Так, в 2018 году (когда проект только стартовал) виртуальная навигация работала в мобильном приложении «РЖД Пассажирам» только для 18 вокзалов, то к 2025 году она охватит уже 120.  На них также начали устанавливать бесплатный Wi-Fi (к 2025 году будет работать на 349 вокзалах), автоматическое информирование, электронные камеры хранения, автоматы для считывания билетов и электронную очередь (51 вокзал), а также открывать бизнес-залы (20), зоны детского творчества и отдыха (24).

Невидимый элемент «умного» вокзала, который также начали внедрять, — автоматизированные системы по управлению жизнью вокзала через центральный сервер. На единый диспетчерский пункт поступает информация об отоплении, вентиляции, пожаротушении.

Старые здания начали реконструировать и реставрировать, применяя экологичные материалы и ресурсосберегающие технологии. Так, например, на крыше вокзала в Анапе установили 560 солнечных батарей мощностью 70 кВт.

Экономика места

По плану РЖД, к 2030-му году выручка транспортно-вокзального комплекса (включая транспортно-пересадочные узлы) должна вырасти на 753% по сравнению с 2012-м годом. Конкретных цифр в опубликованном документе не приводится. 

РЖД уже начали упорядочивать также торговлю на вокзалах, работу магазинов и общепита. Кажется, с «точками притяжения» тоже определились. В 2021 году замгендиректора РЖД Александр Плутник рассказал СМИ, что госмонополия хочет «добавить» в вокзалы фитнес-центры, отели, сетевые магазины одежды и кафе — и уже готовит для этого стандарт развития вокзальных комплексов и прилегающих к ним территорий. В качестве уже реализованного примера он привел в пример недавно открытый вокзал в Иванове, где «практически все (новые) стандарты применены». «Мы хотим, чтобы приходили серьезные инвесторы, были качественные кафе и рестораны. Мне кажется, что идея хорошая, на вокзале должны быть все городские удобства. Если там будут спортивные центры, коворкинги, отели — это только добавит ценности месту», — сказал Плутник.

По его словам, новые стандарты для российских вокзалов будут едины для регионов. Руководство госкомпании дало понять, что РЖД будут придерживаться инновационного подхода и реформ, для того чтобы сделать инфраструктуру современной и удобной для людей.

Как правило, коммерции отведено 10-15% площади российских вокзалов, которая представляет собой «мелкую нарезку» для арендуется малым бизнесом: общепитом и несетевой продуктовой розницей, говорит независимый эксперт Максим Ремизов. Сетевые арендаторы здесь пока — редкость. Маржинальность сдачи площадей в аренду зависит от региона и местоположения вокзала, но, как правило, ставки аренды на вокзалах выше, чем средние по рынку, отмечает он. 

По оценке Максима Ремизова, РЖД улучшили ситуацию и упорядочили торговлю. В дальнейшем на вокзалах нужно создать инфраструктуру, ради которой люди захотят прийти. В этом контексте концепция может быть схожа с торговыми центрами, куда люди приходят для досуга, уточняет он. «То есть стратегических задач две: доработка инфраструктуры зданий — выделение торгово-развлекательных и коммерческих зон, — а также информационная поддержка подобных вокзальных проектов, чтобы привлечь в них людей, которым ехать никуда не нужно», — полагает эксперт. 

Привлекательность вокзалов для коммерческой инфраструктуры напрямую зависит от пассажиропотока. Например, в Москве наиболее привлекательны комплексы, которые объединяют вокзал и станцию метро (в идеале соединяющую сразу несколько линий метрополитена), с высокой долей маятниковой миграции, говорит руководитель отдела стратегического консалтинга компании JLL Юлия Никуличева. По ее оценке, маятниковая миграция в Москву из области и обратно — это потенциальная аудитория ритейла на вокзалах, а вот пассажиры поездов дальнего следования представляют собой наименее обеспеченную часть спроса в силу более низких доходов в регионах. «В первую очередь мы говорим об импульсных и ежедневных покупках, общепите, услугах», — уточняет эксперт. 

По ее оценке, наименее очевидное решение для вокзала — открытие фитнеса, поскольку сложно переключиться от ежедневных забот, когда перед тобой поток людей с чемоданами. Аналогичная проблема с созданием офисов: пропускной режим и плотный поток пассажиров создают неудобства для сотрудников и гостей. При этом в развитом деловом кластере Москвы — например, Павелецком, Белорусском, Савеловском — спрос может быть сформирован самим районом, сотрудниками местных офисов. Потенциально также на некоторых вокзалах могут пользоваться спросом гостиницы в небольшом объеме. 

По оценке эксперта, сегодня при развитии коммерческого функционала вокзала основная проблема — сложности с парковкой и подъездными путями. «Пока они не будут решены, это будет сдерживать потенциал и офисной, и гостиничной составляющих», — подчеркивает Юлия Никуличева.

К европейскому комфорту

В JLL наблюдают глобальный тренд модернизации вокзалов и изменение среды вокруг. Так, за рубежом фокус идет не только на развитии коммерческого потенциала самого вокзала, но и прилегающих к нему территорий. «Выступая удобным транспортным узлом, они традиционно вызывают интерес инвесторов для редевелопмента и дальнейшей застройки», — говорит Юлия Никуличева. По ее оценке, к удачным примерам такой модернизации можно отнести лондонские Paddington и Kings Cross, Восточный вокзал Парижа, а также уже не столь новый, но отличный пример — Central Station в Нью-Йорке. 

Если посмотреть на топ-3 вокзалов европейского рейтинга, у всех у них довольно мощная «коммерческая компонента». Это центральные вокзалы в Вене, Лейпциге и вокзал Сент-Панкрас в Лондоне. Все они имеют торговые линии, которые органично отделены от транспортной инфраструктуры, но имеют легкий доступ к ней. Сент-Панкрас также обладает гостиницей, известной на весь мир, напоминает Максим Ремизов. 

При этом, в 2021 году в топ-10 рейтинга европейских вокзалов вошли и два Московских вокзала: Казанский и Курский. Эксперты высоко оценили критерии их комфорта и инфраструктуры для пассажиров. 

Какой российский вокзал следующим станет суперсовременным объектом? Возможно, это будет Сургут. В конце октября там подписали соглашение о реконструкции его вокзальных комплексов. Реализовать этот проект планируется в 2022-2025 гг.