QR-коды обязательно введут. Когда-нибудь. Какие-нибудь

Георгий Бовт
кандидат исторических наук, политолог
2 декабря 2021, 14:17

Законопроекты об обязательном введении QR-кодов, направленные для обсуждения в регионы, зависли там и до сих пор не приняты Госдумой.

Читайте Monocle.ru в

На днях швейцарцы на референдуме с неожиданно высоким результатом — более 62% - одобрили правительственные меры по противодействию пандемии, в числе которых и введение санитарных пропусков с индивидуальными QR-кодами. Однако у нас, в России, как известно, «тут-вам-не-Швейцария». И поэтому два законопроекта о «куаризации всея Руси» как-то подзастряли.

Швейцарцы, кстати, в свое время — и тоже на референдуме — проголосовали против закона о введении безусловного минимального дохода. То есть, практически, против халявы, почти по принципу «кто не работает, тот не ест». Вот и теперь они не пошли на поводу у антиваксеров, которые, между прочим, референдум по санитарным пропускам и инициировали. Большинство швейцарцев рассудило разумно и хладнокровно — и инициаторы референдума проиграли.

А вот у нас вокруг предложенных правительством мер по введению QR-кодов, отражающих иммунный статус человека, которые служили бы пропуском на транспорт (авиа- и железнодорожный), а также в общественные места, развернулась нешуточная борьба. Суть предложенных мер проста: есть антитела (прививка, недавняя болезнь или ПЦР для тех, у кого медотвод) — есть полноценная жизнь в обществе. А если нет, и ты просто не хочешь колоться — придется умерить желания в части свободы передвижения по родным, хотя и бескрайним просторам.

Правительство предложило «куаризацию» как меру чрезвычайную (уровень заболеваемости и, главное, смертности — наивысший за все время пандемии, причем на фоне вопиющего отставания России по темпам вакцинации от всех развитых стран и многих неразвитых тоже) и временную (с 1 февраля 2022 года по середину лета). Однако складывается стойкое ощущение, что эту чрезвычайную меру практически сразу же стали, что называется, заматывать и мурыжить.

Такого рода намерения, если надо их как-то замаскировать, обычно в российской общественной практике обозначаются формулой «давайте это обсудим». Когда замурыжить хотят до полной неузнаваемости, то добавляют еще «обсудим с народом». И вот Дума, которая в иных случаях, воспринимаемых правящим классом как действительно чрезвычайные, принимала законы сразу в трех чтениях, молниеносно, буквально в один-два дня, откладывает первое чтение на неопределенный срок, отправив законопроекты гулять по заксобраниям. Мол, пусть те сначала обсудят и одобрят.

Пока что осечка случилась лишь в заксобрании Северной Осетии — там с первого раза инициативу правительства прокатили. Правда, в тот же день исправились (не хватало нам еще региональной фронды). В общем же и целом, заксобрания вполне успешно штампуют свои «одобрямсы» - правда, попутно сами по принципу «кто во что горазд» экспериментируя с «куаризацией». Списки, куда без QR-кода можно, а куда нельзя, везде разные. И вопреки формальным объяснениям — мол, местные власти сами определяют ограничения в зависимости от санитарно-эпидемиологической ситуации — создается сильное впечатление, что зависимость строится не столько в зависимости от санитарной ситуации, сколько от местной политической.

Борьба с пандемией в нашей стране стала вообще одним из самых политизированных вопросов, хотя это открыто и не признается. Скажем, в Татарстане, где власти явно лучше владеют общественной ситуацией, решились на введение QR-кодов — в том числе на общественном транспорте. А вот в «вольнолюбивом» Питере с основными подобными ограничениями решили вообще повременить до конца года — чтобы, как сказано, «дать людям возможность привиться». Ну, понятно: раньше-то у них никакой такой возможности не было.

Во многих регионах также вводят обязательную вакцинацию для людей старше 60-65 лет. Однако нигде не слышно о каких бы то ни было принуждениях к соблюдению этой обязательности. К примеру, в Австрии обязательную вакцинацию для всех подкрепят штрафами для «отказников» от 3,5 тысяч евро. В Греции, где она обязательной будет для пожилых, штрафами в 100 евро, но каждый месяц, пока не уколешься или не умрешь. У нас же — невиданное в отечественной истории дело — обязательность не подкреплена ничем, и водить эти подкрепления не планируется — так, во всяком случае, сказал Песков.

То есть, останавливаться на светофоре на «красный» — обязательно. Но если не остановился и проехал, то тебе ничего не будет.

Спикер Думы Вячеслав Володин пошел вообще на небывалый шаг: открыл в своей «телеге» комментарии к самой идее законопроектов. Здорово, правда? Вот когда принимали пенсионную реформу, то этот портал в «глубинный народ» спикер почему-то открывать не стал. И правильно, кстати, - подобные вещи обычно нигде публично не обсуждают. Но Володин рискнул — и тут буквально развезлась пропасть в «иное». Спикеру, разумеется, накидали в комментариях так, что что правоохранители уже обещали с особенно резкими комментаторами разобраться в привычной им манере ведения общественных дискуссий. Благо законов по этой части (тут и «оскорбления», и «разжигание», и всеохватывающий «экстремизм») в свое время напринимали быстро и много.

Спикер, правда, обещал все внимательно изучить. А близкие к его пресс-службе источники сообщили, что в отзывах (отрицательных, разумеется) было замечено много «ботов», и они, дескать, в основном с Украины. Такая трактовка полемики дает замечательную «вилку» в плане будущих ходов: если в политических верхах решат, что QR-кодам — быть, то можно будет определить противников в боты. А если скажут, что, мол, ну ее, эту «куаризацию», то и тут на коне — прислушались, мол, к голосу глубинного народа.

Вообще, все эти маневры косвенно свидетельствуют о том, что и в верхах явно нет единства мнений по проблеме, которая вызывает слишком много негатива на обывательском уровне. И власти, кажется, не до конца готовы проявить в этой ситуации, как говорят в таких случаях, «политическую волю». Кому-то это может показаться смешным, но на деле в решении столь ясной, казалось бы, задачи якобы «авторитарное государство» оказалось не таким уж авторитарным. Сверху звучит весьма ограниченное число голосов в поддержку «куаризации» в основном, от социального блока правительства. Да еще Дмитрий Песков сказал, что таков, мол, мировой опыт. Но то Песков.

В соцсетях — настоящая вакханалия антиваксеров, борцов «за конституционные права людей» (и против QR-кодов), во главе которых оказались представители, казалось бы, «охранительной», обычно твердо провластной части политического спектра. И наоборот: в защиту правительственных (и вообще жестких санитарно-эпидемиологических мер) высказываются в большей степени те, кого часто презрительно клеймят «либерастами». Такой вот разложился небывалый политический пасьянс. В любом случае, пока, по предварительным данным, голосовать против QR-законопроектов планируют как минимум две думские фракции. А «Единая Россия» по части защиты проектов правительства как в рот воды набрала.

«Мейджоры» от социологии благоразумно не затевают общенародных опросов на опасную тему. Они явно предвидят «популистский» провал правительства. О нем же косвенно говорят опросы «не-мейджоров». Так, по данным опроса, проведенного порталом SuperJob.ru, лишь немногим более четверти россиян (27%) считают нужным введение систему QR-кодов https://www.interfax.ru/russia/802631. Более половины - резко против. А гуляющие по «Телеграмму» слухи говорят, что в «закрытых соцопросах ФСО» расклад для правительства еще хуже. Прошла утечка и о том, что якобы наверху хотят как-то «переименовать куаризацию», дабы не дать повода для обвинений в том, что на россиян хотят поставить «печать антихриста». Якобы, будет то ли «зеленый паспорт» (как в ЕС), то ли «паспорт здоровья». Сам по себе такой ребрендинг, кстати, имел бы смысл, но вряд ли полностью спасет ситуацию в плане имиджа данной инициативы. Потому как — «тут вам не Швейцария». Но к «утечкам», «сливам», «сведениям из…», как мы знаем, тоже следует относиться весьма и весьма осторожно.

А поэтому покамест властями выбрана «кутузовская тактика» - годить. В помощь этой тактике работает и наше исконно-посконное свойство, которое на Западе называют умным словом «прокрастинация», а у нас простым и понятным словосочетанием «само рассосется». Или, как с советских еще времен говорили в армии: «ПВО — погоди выполнять, отменят».

Наверняка на ежегодной пресс-конференции президента в середине декабря прозвучат какие-то мысли по смягчению законопроектов. Там есть куда отступать. По аналоги с тем, как президент смягчил в свое время пенсионную реформу. Предположу, что в наимягчайшем варианте QR-коды оставят для тех сфер, где больше представлены как раз условные «либералы-западники-интеллигенты». А именно, для театров и музеев, поездок за границу и вообще авиаперелетов. Тогда как места скопления «глубинного народа» постараются QR-строгостями по максимуму обойти.

Есть, конечно, и еще один фактор в пользу «погодим, рассосется». Волны нынешней пандемии обычно длятся, повинуясь собственным воздушно-капельным законам распространения подобной инфекции, два-три месяца. Потом наступает определенный спад. Если нынешний подъем начался примерно в конце сентября, то к началу нового года волна начнет угасать. К тому же вырастет число вакцинированных, поскольку многих QR-планы властей все же напугали. Статистика уже сейчас выдает падение темпов заражения примерно на тысячу человек в два-три дня (ведь могут же, когда захотят).

Так что, к Новому году вполне можно выйти к народу с послаблениями. Если только новые штаммы не окажутся сильнее нашей фирменной вечной вакцины под названием — нет, не «Спутник», а «Авось пронесет/рассосется само». Чай, тут вам не Швейцария.