Строже правила – меньше аварий

21 декабря 2021, 16:43

Предприниматель Дмитрий Давыдов предложил, как снизить число аварий на дорогах из-за начинающих водителей

ТАСС

Дорожные аварии с участием неопытных водителей продолжают быть актуальной проблемой для России. За январь-октябрь 2021 года по вине водителей со стажем менее двух лет произошло 6,3 тыс. аварий. Причина кроется в низком качестве подготовки в автошколах, а также отсутствии значительных ограничений на управление транспортным средством в первые два года вождения, считают эксперты.

Число аварий из-за неопытности водителей можно снизить, если расширить список ограничений, считает предприниматель Дмитрий Давыдов. Меры по решению проблемы он изложил в некоммерческом проекте «20 идей по развитию России», который создан на основе лучших зарубежных практик.

Эффект кнута

Несколько лет назад примерно треть аварийных ситуаций на дорогах происходила по вине начинающих водителей. Чаще всего такие ДТП происходили из-за того, что новички не соблюдали очередность проезда перекрестков, неправильно выбирали дистанцию, нарушали скоростной режим, выезжали на полосу встречного движения и нарушали правила расположения транспортных средств на проезжей части.

Начинающие водители из-за неопытности частно рассеяны, не уверены на дороге и не знают всех нюансов вождения. Тем не менее, они склонны к лихачеству. Причем часто аварий происходят не только в первые два года водительского стажа, а именно на третий год, отмечают эксперты. Это происходит из-за того, что у водителей создается иллюзия, что они набрались достаточно опыта и справятся с управлением.

Часть ограничений для новичков уже введена. Например, первые два года начинающий водитель не имеет права буксировать другое механическое транспортное средство, перевозить пассажиров на мотоцикле и мопеде, ездить без специального опознавательного знака. За эти нарушения водитель может получить штраф 500 рублей.

Ужесточение правил уже доказало свою эффективность: так, за десять месяцев 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года число аварий с новичками-водителями сократилось более чем на 11%. При этом по сравнению в 2016 годом снижение произошло почти в два раза. Значительный вклад в улучшение статистики за последний год внесло усложнение условий сдачи экзамена на водительское удостоверение. С апреля возможностей для ошибки на экзамене у начинающих водителей стало меньше. Кроме того, если раньше маршруты для сдачи экзамена были известны заранее, теперь новички должны ориентироваться на местности по ходу экзамена, что влияет на рост количества не сданных с первого раза экзаменов.

Права с разным уровнем

В других развитых странах существуют более жесткие ограничения для неопытных водителей. Например, в США, Австралии, Канаде, ОАЭ сначала выдают «ученические» водительские права. Они имеют ограничения по количеству пассажиров, использованию телефона и наушников, а также обременены запретом на вождение в ночное время. После определенного срока и с учетом соблюдения условий или в случае сдачи дополнительного экзамена такие права можно обменять на постоянное водительское удостоверение.

Скоростные ограничения для начинающих водителей установлены в Италии, Беларуси и Австралии: согласно ним максимальная скорость в зависимости от типа дорог для новичков на 20-40 км/час меньше, чем разрешенная скорость для опытных водителей. В Италии даже существует ограничение на мощность двигателя для первого года вождения.

Заниженный порог по допустимой норме содержания алкоголя в крови установлен в ряде европейских странах. Например, во Франции для начинающих водителей (до трех лет стажа) норма составляет 0,2 промилле, а то время как для более опытных 0,5 промилле. В Нидерландах нормы такие же, но новичками там считаются водители со стажем менее пяти лет. В Австрии для водителей со стажем менее двух лет допустимая норма составляет 0,1 промилле при стандартных 0,5 промилле. В Италии водителей со стажем до трех лет при обнаружении алкоголя в крови штрафуют на сумму до 663 евро (55 тыс. рублей). В Германии и Швейцарии для водителей со стажем менее двух лет действует нулевой порог допустимой нормы алкоголя.

Ужесточить правила

Сократить аварийность на дорогах России возможно, если расширить список ограничений для начинающих водителей, считает Дмитрий Давыдов.

Прежде всего в случае серьезных нарушений необходимо помимо назначения штрафа направлять начинающих водителей на курсы переподготовки, специально разработанные для этих целей. На время переобучения действие водительских прав нужно приостанавливать, предлагает автор.

 Норму по разрешенной максимальной скорости для водителей с небольшим стажем следует сделать строже: 90 км/ч на автомагистралях и 70 км/ч на всех остальных дорогах вне населенных пунктов (стандартное ограничение 110 км/ч и 90 км/ч соответственно). На меньшей скорости последствия аварий будут ниже. Также это будет сдерживать любителей скорости от быстрой езды, поскольку штрафы за нарушения будут выше, чем для опытных водителей.

Строже для новичков необходимо установить и нормы допустимого содержания алкоголя в крови: до 0,15 г/литр вместо нынешних 0,3 г/литр. При концентрации алкоголя менее 0,3 г/литр человек считается трезвым, однако такое промилле для некоторых людей может вызывать легкое расслабление и подъем настроения. Новичкам это может полностью помешать сконцентрироваться на вождении, поэтому для них необходимы более суровые нормы.

По мнению автора, начинающий водитель будет чувствовать себя более ответственным, зная, что для него действуют особые правила. Кроме того, водители со стажем будут более понимающе относится к новичку, поскольку будут понимать, что вождение для него обусловлено специальными ограничениями. Таким образом, благодаря заимствованию успешного зарубежного опыта количество ДТП в России с участием начинающих водителей может существенно сократиться, уверен Давыдов.

Предприниматель создал проект пять лет назад, а в период пандемии дополнил идеи и вдохнул в них новую жизнь. «20 идей»написаны из гуманистических соображений и направлены на улучшение жизни россиян, отмечает Давыдов. Однако без законодательной поддержки государства реализовать их будет невозможно. Поэтому автор надеется на поддержку со стороны властей.