Владимир Путин о великой и свободной России

Ирина Сидорина
корреспондент Monocle.ru
23 декабря 2021, 20:33

Ежегодная большая пресс-конференция Президента России Владимира Путина разделилась, в основном, на два больших блока: международный-политический и экономико-социальный, с уклоном в демографию. На втором блоке мы здесь и остановимся.

ТАСС Автор: Сергей Карпухин
Во время ежегодной большой пресс-конференции президента РФ Владимира Путина в Центральном выставочном зале «Манеж»

Экономика России по сравнению с другими странами меньше просела в период пандемии и быстрее восстановилась. И в этом году она продемонстрирует впечатляющий рост. На этой оптимистичной ноте глава государства начал традиционную Большую пресс-конференцию.

«…рост ВВП — 4,5 процента ожидается в этом году. Сейчас он 4,6 (процента) — по октябрь включительно. Промышленное производство растет темпами в пять процентов, переработка, перерабатывающая (промышленность) — 5,2», — озвучил президент заготовленные цифры.

Опережающие, местами даже рекордные результаты, по его словам, демонстрируют и сельское хозяйство, и строительный сектор. Растут инвестиции в основной капитал: на ноябрь они увеличились на 7,6%, в целом по году ожидается плюс 6%, тогда как в прошлом году было падение на 1,4%. Практически удвоилось сальдо торгового баланса, госдолг — самый маленький в мире. Этот список достижений и побед, казалось, был бесконечным. Причем сравнение с тем, что творится в мире и в отдельно взятых странах, звучало еще не единожды.

Однако говоря об инфляции, президент не стал сравнивать Россию ни с соседями, ни с конкурентами.

«Инфляция 8% ожидается. Это гораздо больше, чем прогнозировали. Но все равно рост реальных (доходов) за вычетом этих инфляционных расходов все-таки 4,1 процента. По году будет — специалисты ожидают, эксперты наши, — 3,5 процента рост реальных доходов. Конечно, далеко не у всех категорий граждан. Конечно, это средние показатели, я хочу ещё раз это подчеркнуть, когда граждане будут смотреть, слушать, скажут: ну вот, опять там средние. Но мы вынуждены средними цифрами оперировать, для того чтобы у нас были определённые ориентиры», — отметил президент.

Хотите как в … Турции?

Экономисты, кстати, полагают, что недавнее повышение ключевой ставки Центробанком — не последнее. В I квартале следующего года она может достигнуть пика в 9,25%.

Однако президент считает, что такая денежно-кредитная политика вполне логична.

«Я знаю неудовлетворенность реального сектора от повышения ставок. Но если этого не делать, то у нас может быть как в Турции. В этом же проблема. Это серьезный вопрос, серьезный вызов. Конечно, надо аккуратнее здесь этим инструментом пользоваться, но Центральный банк проводит независимую политику. Вам может показаться это странным: я не вмешиваюсь в работу Центрального банка, но оцениваю ее положительно и полагаю, что, в принципе, мы находим золотую середину», — заявил глава государства.

При этом он тут же признал, что высокие ставки ограничивают рост и усложняют реализацию весьма амбициозных планов по экономическому развитию страны.

«Нам нужно обеспечить рост свыше мировых (показателей) — 3,4–3,5 процента в ближайшее время, даже не так, как сейчас, — 4,6. 4,4–4,5 было бы нам неплохо, было бы хорошо. Но повышение ставок уменьшает эти возможности», — заявил Владимир Путин.

Но тут же заметил, что сейчас больше опасений вызывают все-таки не такие антидрайверы, а растущие объемы кредитования (потребительского). Позволившие, кстати, Сбербанку получить в этом году триллион прибыли. Так что реальному сектору придется как-то с развитием потерпеть.

По заветам Солженицына

Правда, за кадром остался один простой вопрос: от какой же жизни россияне берут все больше кредитов? Вряд ли от очень уж хорошей. Впрочем, лучше не очень хорошая жизнь, чем никакая.

«Я сейчас говорил о снижении, к сожалению, продолжительности жизни, увеличение смертности у нас наблюдается, и в этой связи обостряется одна из важнейших проблем, одна из самых главных задач, которые стоят перед нами, — в сфере демографии. Она и с гуманитарной точки зрения, и с геополитической точки зрения, имея в виду народонаселение страны, — 146 миллионов для такой огромной территории совершенно недостаточно, и с экономической точки зрения: у нас же рабочих рук не хватает», — заявил Владимир Путин, отметив, что нужно количество граждан трудоспособного возраста (а это чуть более 81 млн человек) существенно увеличить к 2030-му, 2040-му году.

«Так что сбережение народа, о котором говорил Солженицын, становится и является одной из важнейших задач и одним из драйверов роста», — подчеркнул президент.

Сбережение людей — достойная задача и, действительно, важная в том числе и экономическом плане. А то скептики, когда заходит речь об ориентации на внутренний рынок, говорят, что он слишком мал. И хотя это слишком мрачный взгляд на самое большое по численности в Европе население, расти населению, численно, нужно. И — качественно, в плане здоровья. По словам президента, наблюдается стабильный рост расходов на здравоохранение.

«Мы должны обеспечить свободу»

«Если посмотреть расходы на то же здравоохранение и социалку, по здравоохранению, если взять расходы и федерального бюджета, и системы ОМС, и региональных бюджетов — примерно 1,5–1,7 триллиона они тратят на здравоохранение, рост очевидный. Больше того, планировали, по-моему, где-то 3,6 триллиона на здравоохранение из двух источников — из федерального бюджета и из системы ОМС, а в этом году выйдем на цифру около четырех триллионов — 3,9–4. В следующем году запланировали четыре, но явно тоже будет больше», — заявил Владимир Путин.

Да, вкладывать надо, постоянно повышая планку. А где взять деньги на это? Из налогов реального сектора экономики. Который должен как-то дождаться смягчения ДКП, чтобы получить возможность инвестировать вдолгую.

При этом тот самый реальный сектор должен в перспективе еще и обеспечить рабочими местами новые поколения трудоспособного населения. Предложив работу, которая будет соответствовать уже новым запросам — и по функционалу, и по оплате. Так что придется проявить чудеса изобретательности. Ведь руководство страны четко дало понять: для него главное людей сберечь, а бизнес либо потерпит, либо сам разберется.

Что ж, по-своему это крепкая либеральная позиция (пусть есть и такой либерализм, что предполагает низкие налоги и ставки). Недаром Владимир Путин заявил ближе к финишу пресс-марафона: «Конечно, мы должны обеспечить свободу творчества, свободу вообще, потому что без свободы, без всякого сомнения, нет движения вперед, нас ждет печальное будущее, очень тусклое и бесперспективное».

Даже без тех решительных заявлений и подробных объяснений, что были сделаны и даны по международно-политической тематике, из сказанного Путиным с большей, чем прежде ясностью сформировался образ России великой. А также и свободной. По другому, впрочем, настоящего величия и не бывает.