Константин Новоселов: важно, что появляются люди, готовые инвестировать в фундаментальную науку

Ксения Клепча
6 декабря 2021, 14:39

Нобелевский лауреат по физике 2010 года Константин Новоселов возглавил научную премию «Сбер». Ученый считает, что фундаментальная наука в обществе недооценена и финансируется по остаточному принципу, в отличие от прикладных исследований. Именно поэтому помощь бизнеса науке так важна для России.

Артем Коротаев/ ТАСС
Лауреат Нобелевской премии по физике Константин Новоселов

В сентябре стало известно, что Сбербанк учредил собственную ежегодную Научную премию Сбера, которая призвана поддержать деятелей науки за исследования и разработки, результаты которых имеют значительный потенциал влияния на научно-технический прогресс. Премия будет присуждаться в трех номинациях: «Науки о жизни», «Цифровая вселенная», «Физические науки».  Церемония награждения первых лауреатов состоится в марте 2022 года.

Лауреаты по каждой номинации получат премии в 20 млн рублей. Сопредседатели премии стали председатель правления Сбербанка Герман Грей и лауреат Нобелевской премии по физике, профессор Национального университета Сингапура и университета Манчестера Константин Новоселов.

Новоселов получил всемирную известность и главную мировую премию в области физики после того как открыл графен.

На этой неделе Новоселов дал интервью «Коммерсанту», где рассказал о будущем науки, работе со Сбером и новой лаборатории.

Сейчас Новоселов совместно с ученым-физиком из Манчестерского университета Денисом Бандуриным создает в России лабораторию «умных материалов» – они могут подстраиваться под действие окружающей среды.

«Например, такие материалы можно использовать для производства нейроморфных компьютеров — новой компьютерной технологии, нацеленной на использование принципов строения и работы человеческого мозга. Эта работа уже идет, есть интересные результаты, и мне очень радостно, что мы смогли быстро обустроить на физтехе работу, нашли способы коллаборировать с другими институтами, что дает нам возможность проводить реальные измерения и получать образцы», – рассказал он в интервью.

Инвестором Лаборатории физики программируемых функциональных материалов выступил Владимир Потанин – он выделил деньги на следующие пять лет работы ученых.

При этом, как отмечает ученый, к сожалению, это редкий случай, когда в фундаментальную  науку вкладываются частные средства. «Мне кажется, наука в принципе очень недооценена в обществе. Остальные области деятельности дают результат значительно более быстрый. <…> А в науке вы работаете, работаете, и дай бог, если через пару лет опубликуете результаты, а когда вы сумеете довести до конкретного применения — вообще непонятно. Может быть, и не сумеете. Вашими результатами могут напрямую никогда не воспользоваться — только опосредованно. Из-за этого общество обращает мало внимания на науку и финансирует ее по остаточному признаку. Поэтому любое внимание важно и ценно, тем более в России, где ученые живут не слишком хорошо, а научных премий не так много», – отмечает Новосельцев.

Поэтому очень важны такие премии, как Сбер. Очень важно, что появляются люди, готовые инвестировать в фундаментальную науку, прекрасно понимая, что это безвозвратные инвестиции. Но это инвестиции в будущее страны.   Россия всегда славилась своими блестящими инженерами и учеными. Несмотря на тяжелые 90-е годы, когда внешние факторы сделали практически все, чтобы полностью развалить крепкую советскую научную школу, сегодня наука в России активно развивается, молодые ученые ведут множество интересных исследований.

«Я вижу множество сильных научных очагов, проблема лишь в том, что отдельные очаги могут погаснуть, поэтому очень важно, чтобы они соединялись вместе, контактировали и представляли собой единую систему. Так что потенциал и перспективы есть, но это необходимо развивать», – говорит Новоселов.