Страхи инфляции давят на акции

Глеб Баранов
обозреватель Monocle.ru
11 января 2022, 09:05

Американские акции начали день с обвала. От ФРС ждут уже четырех и более повышений ставки в этом году, полагая, что в среду станет известно о выходе инфляции в США на уровень 7% - рекорд с июля 1982 года. Но коронавирусный пик в Нью-Йорке и призывы «выкупать провал» помогли индексам восстановиться.

Ted Shaffrey/AP/TASS

День завершился снижением индекса Dow Jones Industrial Average (DJIA) на 0,45%, а S&P 500 – на 0,14%. Nasdaq Composite смог подняться чуть выше нуля – на 0,05%. Но это были итоги не вялых торгов, а ралли, организованного покупателями провалов во второй половине дня.

Очередной (теперь уже пятый подряд день падения для S&P 500 и четвертый для DJIA), казалось, должен был закончиться гораздо хуже. Особенно отличался сектор высоких технологий. Акции Meta и Nvidia падали более чем на 4%, а Amazon – на 3%. Открывшись гэпом вниз, Nasdaq Composite уже через полтора часа пробил «поддержку» на уровне дна декабрьского падения и оказался на уровне 12 октября (неподалеку от нижних значений снижения сентября-октября). Это было на 2,72% ниже закрытия пятницы и уже на 10,37% уступало историческому максимуму индекса.

Goldman Sachs ранее спрогнозировал ускорение ужесточения денежно-кредитной политики. Быстрый прогресс на рынке труда и ястребиные сигналы в протоколах заседания ФРС предполагают более быструю нормализацию, говорилось в записке главного экономиста Goldman Sachs Яна Хатциуса. “Поэтому мы переносим наш прогноз сокращения баланса ФРС с декабря на июль, при этом риски смещаются в еще более раннюю сторону, - написал он. – А поскольку инфляция, вероятно, все еще будет на тот момент намного превышать целевой показатель, мы больше не думаем, что начало сокращения баланса заменит ежеквартальное повышение ставок. Мы продолжаем считать, что ставку повысят в марте, июне и сентябре, но теперь добавили ее повышение в декабре”.

Инфляция вообще была в начале недели одним из основных страхов рынка. Данные за декабрь будут опубликованы в среду, и, как ожидается, цифры будут еще выше, чем в ноябре, а это даст дополнительный стимул ФРС для ужесточения политики. По различным опросам ожидания аналитиков несколько отличаются, но в понедельник назывались цифры 7% и 7,1%. Это максимальный уровень с июля 1982 года.

Тогда, впрочем, благодаря жесткости легендарного председателя ФРС Пола Волкера инфляция уже снижалась с двузначных цифр 1981 года. Сейчас же она, напротив, выходит на уровни, близкие к средним для времен стагфляции 1970-х, когда небольшие повышения ставки проблему темпов роста цен решить не могли. И совершенно не факт, что для исправления ситуации будет достаточно даже и четырех повышений в этом году совместно с небольшим сокращением баланса ФРС. Сейчас, безусловно, ситуация не та, что 40 лет назад, но стоит держать в уме и тот факт, что свою победу над высокой инфляцией Пол Волкер одержал, надолго сделав ставку двузначной.

Но в любом случае более резкие движения ФРС чреваты и более существенными сложностями на фондовом рынке. Так что пессимизм начала торгов был объясним.

Но затем на рынок, как по команде, начали поступать хорошие новости, а также аналитика, объясняющая инвесторам, избавляющимся от переоцененных акций роста, что подъем ставок – лучшее время для таких бумаг. Bloomberg сообщил результаты исследования Strategas Securities. Изучив три последних десятилетия, за которые ФРС провела четыре цикла повышения ставок, ее аналитики выявили, что технологии являются одними из наиболее эффективных секторов в такие периоды. Технологические акции, по этим расчетам, давали 20,6% годовых, а второе и третье места приходились на сектор недвижимости (12%) и энергетику (11,9 %).

Любопытно, что аналитики не стали изучать данные за пятьдесят лет, хотя это цифра, как минимум, круглая. Случаи же, когда ФРС поднимала ставку с относительно низких (хотя и куда более высоких, чем сейчас) уровней для борьбы с инфляций, находившейся в районе 7%, по совпадению, находятся именно в упущенной части данных (в 1970-х годах). В тот период технологические акции роста входили почти как в этом году: с раздутыми оценками по всем коэффициентам (но пониже, конечно, чем сейчас), а затем был более чем десятилетний их разгром. Циклов подъема ставки тогда тоже хватало, так что на статистику это очень повлияло бы. Другое дело, что тогда расчеты Strategas Securities вселяли бы меньше оптимизма в покупателей технологических акций.

Повышали настроение и данные из Департамента здравоохранения Нью-Йорка, из которых некоторые наблюдатели делали вывод, что пик эпидемии, вызванной омикроном, пройден. Другие обозреватели в этом, кажется, немного сомневались и добавляли к этому что-нибудь вроде «вероятно» или «возможно».

Пик оптимизма дня едва не покорил генеральный директор и председатель JPMorgan Chase, Джейми Даймон. «У нас будет в этом году лучший рост, который мы когда-либо имели, я думаю, возможно, со времен Великой депрессии, — заявил он CNBC. – Да и следующий год тоже будет неплохим». Прогнозы Goldman Sachs его не пугают. «Возможно, инфляция будет выше, чем они думают, и ставки повысят больше, — сказал он. – Лично я был бы удивлен, если бы было всего четыре повышения. Но баланс потребителей никогда не был в лучшей форме; сегодня они тратят на 25% больше, чем до ковида. Их коэффициент обслуживания долга лучше, чем был за все время, которое мы ведем учет – в течение 50 лет».

Но аналитики выступили еще ярче. Некоторыми из них было отмечено, что падение Nasdaq Composite на 10% от исторического максимума привело его на ключевой уровень поддержки. А стратег JPMorgan Марко Коланович и вовсе указал в полуденной записке, что инвесторам надо «выкупать провал» на рынке акций. Эту его стратегию Bloomberg ретранслировал для широких кругов, а по окончании торгов смог сообщить, что покупатели провалов привели котировки к восстановлению после распродажи.