В четверг масштабы падения индексов в США определялись тем, насколько велико было присутствие в их составе технологических акций. Лучше всех выглядел самый традиционный из них. Dow Jones Industrial Average потерял по итогам дня 0,49%. S&P 500, в котором былых лидеров роста, таких, например, как Tesla, было больше, потерял уже 1,42%. А высокотехнологичный Nasdaq Сomposite рухнул к закрытию на 2,51%.
Сейчас все они находятся ниже закрытия пятницы. Так что правы оказались те аналитики, которые говорили во вторник, что отскок, начавшийся в понедельник – это лишь краткая передышка.
Схожая с четвергом картина наблюдалась в конце прошлой недели и объяснялась она уходом инвесторов из переоцененных акций роста в бумаги с более скромной оценкой, зачастую в стоимостные и циклические. И еще, конечно, в кеш. На фоне предстоящего в этом году подъема ставок и снижения темпов роста прибыли основные стоимостные коэффициенты популярных на бычьем рынке бумаг выглядели особенно заоблачно.
Так упомянутая уже Tesla, акции которой упали вчера на 6,75% пока может по итогам последних 12 месяцев похвастаться P/E 334,74. Но прогнозный коэффициент скромнее – 114,82. Все это предполагает огромные темпы роста – в противном случае срок одной только окупаемости подобной инвестиции прибылью превысил бы 300 лет.
У акций Dexcom, упавших в четверг на 7,06%, текущий P/E – 85,68. У Bio-Techne, потерявших 7,16% – 91,86. У ServiceNow, потерявших 9,09%, этот коэффициент составляет 478,26.
У убыточной же Lumen Technologies, чьи акции за день потеряли 7,67% P/E, естественно, отрицателен – -17,36.
Пять этих компаний 13 января и были лидерами падения в составе индекса S&P 500. В то же время, например, акции Biogen, прибавившие вчера 5,03% и лидировавшие в S&P 500, имеют текущий P/E 23,16, а прогнозный – 13,66.
Понятно, что все это стало известно не вчера, и за каждой акцией на фондовом рынке стоит своя особенная история. Но все-таки средний исторический P/E для американских акций находится в районе 15. И то, что происходит, пока выглядит движением именно в эту сторону.
Сейчас восприятие покупателей меняется. Одно дело – кипящий рынок, заливаемый ликвидностью, где компании ставят рекорды роста прибыли да такие, что после взлета котировок коэффициенты P/E оказываются даже ниже, чем до отчетности. И нечто другое – нынешний.
Уже ясно, что ужесточение денежно-кредитной политики неизбежно, а ликвидность будет снижаться. Коррекция уже началась и насколько глубокой она окажется, не знает пока никто. Ротация в портфелях инвесторов идет. Оценки акций роста оторвались от других секторов местами даже сильнее, чем во времена «пузыря доткомов» на рубеже тысячелетий. Тогда последующее снижение Nasdaq скромным никому не показалось. Логика продавцов понятна: на таком фоне больших перспектив движение вверх, если оно и будет, не сулит, а вот риски (или для кого-то перспективы) очень существенные.
Конечно, всегда есть контраргументы. Например, снижение рынка не всегда начинается даже после первого повышения ставки, а его пока не было вовсе ни одного. Ожидается оно только в марте. Так что новые попытки приподнять котировки возможны. Но еще раз в этом году переписать исторические максимумы, хотя они и очень близки, будет крайне непросто. Как заметил в четверг CNBC CIO Bleakley Advisory Group Питер Буквар: “Когда ФРС вам не друг, вы продаете ралли”.