Кратное сокращение
Вице-премьер — руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко, выступая в рамках начавшегося накануне, 13 января Гайдаровского форума, заявил о резком сокращении проверок бизнеса, со стороны государства. По словам чиновника, во втором полугодии 2021 года число проверок сократилось по сравнению с 2019 годом в четыре раза. Вице-премьер полагает произошедшее следствием вступившего в силу 1 июля прошедшего года закона о госконтроле, который устанавливает риск-ориентированный подход при проведении контрольно-надзорных мероприятий.
«Мы уже имеем двукратное сокращение количества проверок <...>, если сравнивать 2019 и 2021 годы. А если брать период июля-декабря, то у нас почти в четыре раза сокращение числа проверок», — сказал Григоренко. В презентации, сопровождавшей выступление руководителя аппарата правительства, указывалось, что в июле-декабре 2019 года было проведено 790 тысяч проверок против 200 тысяч за тот же период 2021 года.
Поясняя, вице-премьер сказал, что данные сравниваются с 2019 годом, поскольку в 2020 году, в связи с начавшейся пандемией, число проверок резко сократилось, прежде всего благодаря мораторию на них.
Реализация закона — на контроле Генпрокуратуры
«В данном случае речь идет о контрольных мероприятиях, проведенных в рамках вступившего в силу с июля 2021 года закона №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в сравнении с аналогичным периодом 2019 года, — сказала «Эксперту» заместитель руководителя экспертно-правовой службы Уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Наталья Рябова. — Аппарат Уполномоченного не располагает точными цифрами, поскольку перечни мероприятий, проводившихся в 2019 году в рамках закона №294-ФЗ и тех, что проводятся в рамках действующего законодательства, различен».
Но в целом поступающая в наш адрес информация от бизнеса свидетельствует о том, что число проверок действительно кардинально снижается, — добавила Рябова, отметив при этом, что реализация закона о госконтроле находится на плотном контроле Генеральной прокуратуры, и на выявляемые нарушения следует оперативное реагирование.
Есть много других проверок. Но экономика задышала свободнее
По словам Рябовой есть и дополнительные нюансы. Связанные, в том числе, с тем, что достаточно большое число контрольно-надзорных функций регламентируется иными нормативными актами.
«В частности, новый закон не распространяется на 24 вида государственного контроля (надзора), среди которых налоговый, валютный, таможенный контроль, контроль за соблюдением требований к антитеррористической защищенности, в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем и масса других, в рамках которых проверяются субъекты предпринимательской деятельности. Кроме того, еще 12 сфер, которые законодатель в принципе не относит к контролю (надзору), включают в себя проверки, проводимые в рамках оперативно-розыскной деятельности, прокурорского надзора и производства по делам об административных правонарушениях. И, к сожалению, существует подмена контрольных мероприятий административными расследованиями», — посетовала Рябова.
А вот мораторий на проверки в 2020 году, добавила собеседница, отразился на бизнесе весьма благоприятно — помог ему сохраниться.
«По крайней мере, по причине непосильных штрафов стали закрываться меньше. И отчасти поэтому такая статистика — число участников реестра МСП сильно не уменьшилось с начала 2020 года. Да и экономика задышала свободнее. И рост 2022 года тому доказательство», — сказала представитель аппарата бизнес-омбудсмена.
«Хорошо растут тарифы»
В беседе с Натальей Рябовой мы затронули также тему «подводных камней», мешающих ведению бизнеса помимо проверок. Она назвала из несколько.
«Главная препона сейчас — это антиковидные ограничения. Кроме того, много вопросов было к введению требований по маркировке. Да и вообще цифровых требований. Пока и налоговый режим, в котором не будет отчетности, еще только экспериментальный. Так что говорить о снижение числа отчетов рано. Кроме того, |хорошо растут тарифы, причем неожиданные. К примеру, рост платы за водооотведение для малого бизнеса. Все это в совокупности с ростом цен несколько нивелирует позитивный эффект от снижения проверок», — ответила Наталья Рябова.
Снижение числа проверок не равно полной бесконтрольности, добавила далее собеседница нашего издания, отметив, что к добросовестному поведению предпринимателей нужно двигаться не путем репрессий, а путем формирования максимально понятного и прозрачного перечня требований, и усиливая роль профилактики нарушений.