Замглавы ФАС Виталий Королев заявил: Федеральная антимонопольная служба возобновляет в регионах работу штабов по отслеживанию ситуации с ценами на нефтепродукты. Причиной тому стал ощутимый рост биржевых цен на нефтепродукты в первую рабочую неделю 2022 года. Впрочем, уверен Королев, это ежегодное сезонное явление, передает «Интерфакс».
По словам замглавы ФАС, за новогодние праздники у компаний накопился спрос, который и привел к росту цен на торгах. Более того: Королев уверен, что опасности нет, поскольку все необходимые меры со стороны властей приняты.
«Отмечу, что, по данным ЦДУ ТЭК, за 2021 год рост стоимости в рознице — ниже инфляции. В этом смысле мы строго соблюдаем указания президента по сдерживанию роста цен. Также отмечу, что правительством принято решение о необходимости корректировки демпферного механизма, направленное как раз на сдерживание роста цен на нефтепродукты — такие социальные как 92-й, 95-й бензин и соответствующие виды дизеля», — сказал он.
Кроме того, подчеркнул Королев, вновь запускается процедура, связанная с формированием региональных штабов по нефтепродуктам в территориальных органах ФАС — так же, как это было сделано в периоды повышенного спроса и роста цены с апреля по июнь прошлого года. В рамках работы этих штабов, напомнил замглавы, были выданы предупреждения в ряде регионов — за согласованные действия по повышению цен; компании выполнили эти предупреждения и цены были снижены.
Ранее ситуацию с ценами прокомментировали в Минэнерго, где также не видят большой проблемы.
«Ведомства продолжают мониторить ситуацию. Кроме того, ведётся работа по исполнению совместного приказа Минэнерго и ФАС в части повышения нормативов реализации топлива на организованных биржевых торгах для наполняемости рынка и стабилизации оптовых цен. В настоящее время Минфин и Минэнерго ведут совместную работу в части внесения изменений в топливный демпфер в максимально короткий срок», — отметил представитель министерства.
Всё привычно: ФАС следит, цены растут
До нынешнего момента мало-мальски серьезных вмешательств ФАС в рынок не наблюдалось, отмечает управляющий партнер BMS Group Алексей Матюхов. Упомянутые предписания в отношении региональных компаний являются повседневной работой ведомства. Розничные цены на ГСМ традиционно оперативно поднимаются вслед за биржевыми, а вот их снижение после снижения биржевых происходит с ощутимой задержкой.
Сообщение ФАС, по сути, является сигналом рынку о том, что цены на социально-значимые виды ГСМ должны удерживаться в рамках официальных показателей инфляции и не превышать биржевых с учетом минимально необходимой, принятой на текущий момент, маржи. Бизнес эти сигналы уже услышал и принял к исполнению, считает эксперт.
Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал тоже считает, что ведомство вряд ли видит какие-то признаки глобальных антимонопольных нарушений. Отслеживание цен в регионах может носить характер сбора данных для их дальнейшего анализа и систематизации. Сбор статистики совершенно не означает какого-то вмешательства в рыночное ценообразование.
Ситуация с ценами на топливо не выглядит опасной, соглашается эксперт. По его словам, для российских реалий она вполне типичная: стоимость бензина и дизеля продолжает расти. Производители скажут, что это происходит из-за повышения цен на нефть, но на самом деле это имеет мало отношения к реальному положению дел. В структуре цены за литр бензина в рознице нефть занимает совсем малую долю. Производители и продавцы, постепенно повышая цены, реализуют свои издержки на оплату труда сотрудникам, логистику, транспорт, хранение. Все это постоянно дорожает.
В среднем, ожидает Сигал, в 2022 году розничная цена литра Аи-95 может подняться в цене на 5-8%. И в отсутствие фактов нарушения законодательства ФАС вмешиваться в ценообразование не будет.
Точно не подешевеет, но дорожать будет медленнее
Рост цен бензина все же внушает опасения, возражает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. За первые две недели января на бирже АИ-92 и АИ-95 подорожали на 1,8% и 2,9% соответственно. Это связано как с проявлениями «отложенного спроса» во время праздников, так и с увеличением нефтяных цен. И если первый фактор — сезонный, то второй несёт немалые риски. Перефразируя пословицу, можно сказать: «нет добра без худа».
Цена барреля Brent только с начала января поднялась на 11%: с рубежей 77,5 к 86,5 долларов — максимумов 2021 года. Позитив для экспортёров и бюджета оборачивается рисками для внутренних цен бензина, поскольку в таких ситуациях производителям выгоднее отправлять углеводороды на экспорт в ущерб внутреннему рынку или компенсировать недополученную выручку увеличением цен на АЗС. Поэтому, уверен эксперт, и возникла необходимость для ФАС возвратиться к скрупулёзному отслеживанию данных цен в регионах. Но административного воздействия явно недостаточно, поскольку ограничение цен препятствует нормальной экономической деятельности нефтяных компаний.
В таких условиях необходимы и более глубокие стимулирующие меры. Это, в частности, корректировка демпферного механизма, считает Гойхман. В правительстве разработаны соответствующие предложения. В частности, ограниченная всего на 3%, то есть ниже инфляции, индексация индикативной оптовой цены. Это величина, от которой рассчитывается компенсация нефтяникам из бюджета за то, что они не повышают розничную цену бензина. Кроме того, сама компенсация по демпферу будет повышена с 68 до 83% от разницы между экспортной ценой бензина и индикативной. Предлагается увеличить и норматив обязательной продажи бензина на российской бирже с 11% до 12% производства.
Эти меры достаточно действенны, как показывала предыдущая практика, считает аналитик. Они не приведут, очевидно, к снижению цен, но ограничат их рост примерным уровнем общей инфляции. Поэтому на ближайшую перспективу можно ожидать сохранения темпов роста цены топлива на АЗС в пределах 8-9% в годовом исчислении.