Зеленое вторжение русских в голубое небо Европы началось

Николай Ивашов
редактор отдела бизнеса Expert.ru
18 января 2022, 18:26

«Газпром нефть» запустила в Амстердаме проект по заправке самолетов «зеленым» SAF. Однако ускоренный переход на экологичное авиатопливо нанесет ущерб авиационной отрасли. Поэтому европейское небо будет пахнуть авиакеросином еще лет 20.

Коллаж: Тамара Ларина
Читайте Monocle.ru в

«Газпромнефть-Аэро» в партнерстве с NESTE в амстердамском аэропорту Схипхол запустила сегодня проект по заправке коммерческих рейсов авиакомпании «Уральские авиалинии» синтетическим топливом SAF (sustainable aviation fuel), произведенным на основе сложных эфиров и жирных кислот. Его особенностью является наличие малого углеродного следа, что позволяет значительно сократить выброс парниковых газов во время перелета.

Российские авиаперевозчики в тренде

«Доля SAF в топливной смеси превысила 35%, что позволило сократить выбросы CO² авиарейса на треть», — декларируют в компании «Газпром Нефть». Это оператор её авиатопливного бизнеса заправила сегодня в Амстердаме грузовое воздушное судно Airbus А321 «Уральских авиалиний», выполнившее затем транспортировку из Нидерландов медицинских препаратов и тестов на COVID-19.

Стоит отметить, что сейчас все самолеты производства Airbus сертифицированы для полетов даже на 50-процентной смеси SAF. В планах европейских самолетостроителей увеличить этот показатель вдвое за 8 лет. Это один из ключевых трендов в авиастроении на ближайшее время, в рамках борьбы с диоксидом углерода.

Генеральный директор «Уральских авиалиний» Сергей Суратов, комментируя событие в воздушной гавани Амстердама, констатировал, что на сегодняшний день заправка лайнеров «зеленым» топливом возможна лишь в некоторых из зарубежных аэропортов, куда авиакомпания выполняет полеты. «Газпром нефть» в свою очередь заявила, что планирует и в дальнейшем заливать SAF в баки самолетов российского перевозчика в Европе.

Более того, помимо «уральцев», заинтересованность в SAF проявили «Аэрофлот», S7 и «Волга-Днепр». Высокая активность авиаторов на данном направлении объясняется тем, что Еврокомиссия планирует уже в 2023 году обложить налогом неэкологичный авиакерсин, использующиеся в гражданской авиации.

Впрочем, по мнению эксперта, доля синтетического авиатоплива в Старом Свете в ближайшие два десятилетия не превысит 8%.

Постепенный переход рациональнее

«Тема перехода на синтетическое авиатопливо сейчас одна из самых обсуждаемых в авиационной отрасли. Это действительно замечательная “зеленая” инициатива, которую мы поддерживаем, но говорить об ускоренном внедрении нового вида топлива — преждевременно», — сообщил «Эксперту» генеральный директор авиакомпании Chapman Freeborn Максим Царев.

По его словам, в 2021 году Еврокомиссия детализировала положения «Зеленой сделки», призванной сократить к 2030 году выбросы CO2 в ЕС на 55% к уровню 1990 года, в том числе за счет декарбонизации воздушных перевозок. Согласно плану, к 2025 году доля устойчивого авиационного топлива (SAF) в перелетах внутри Евросоюза и из ЕС в третьи страны должна будет составить не менее 2%.

Однако у этого норматива есть важная деталь: SAF — это смесь, в которой биотопливо сочетается с классическим нефтепродуктом. Использование же полностью синтетического, экологически чистого авиатоплива неорганического происхождения станет обязательным только в 2030 году, да и то — в ограниченном масштабе. По информации руководителя авиакомпании, доля биотопливной смеси к 2030 году будет составлять 4,3%, а на синтетическое авиатопливо должно будет приходиться 0,7%. В 2035 году это соотношение составит 15% и 5%, соответственно. В 2040-м — 24% и 8%.

«И такой постепенный переход рациональнее, ведь речь не столько о высоких издержках на производство синтетического топлива, сколько об инфраструктурных ограничениях в аэропортах и в авиационной отрасли в целом. В частности, пока еще элементарно не хватает площадей для хранения топлива в зонах досягаемости аэропорта. Потребуется и переоборудование авиапарка, и адаптация линий технической поддержки, что также сулит серьезные временные и финансовые издержки. Все это, в конечном счете, отразится на стоимости перевозок. В пассажирских перевозках подорожают билеты, а в грузоперевозках вырастут тарифы», — полагает Максим Царев.

К тому же, по его мнению, нужно учитывать, что авиация создает не более 3% общих выбросов СО2 в мире, поэтому именно постепенный переход на синтетическое авиатопливо выглядит реалистичнее и правильнее, а также сможет минимизировать ущерб для самой авиатранспортной отрасли.