Австралия в прошедшем 2021 году вышла на первое место в мире (немного потеснив Катар) по экспорту сжиженного природного газа (СПГ), доведя его объемы до более 80 млн тонн. Впрочем, сейчас члены тройки крупнейших производителей и поставщиков на мировой рынок СПГ (Австралия, Катар, США) буквально дышат друг другу в затылок, экспортируя примерно от 77 до 80 млн тонн в год.
Правда, в этом году США могут все же утвердиться на первом месте с 82 млн тонн. И, кстати, в крупнейших австралийских проектах по газодобыче активно задействованы американские Chevron и ExxonMobil.
Россия стабильно удерживает четвертое место в этой гонке, обеспечивая примерно 8% мирового рынка. Так, в 2020 году «Новатэк» и «Газпром» экспортировали 29,6 млн тонн. Окончательных данных по итогам прошлого года еще нет, но по первым 11 месяцам ФТС зафиксировала 3% снижение внешних поставок.
Однако, согласно энергетической стратегии России до 2030 года уже к 2025-му производство и экспорт СПГ могут удвоиться, что обеспечит 15% мирового рынка. К 2030-му эта доля должна дойти до 20%. Такой конкурент ни США, ни Австралии явно не нужен.
Конечно, на первый взгляд борьба за доминирование на глобальном рынке СПГ не относится к первоочередным задачам внешней повестки Вашингтона. За океаном нацелены на то, чтобы, наконец, на самом деле «разорвать российскую экономику в клочья» за счет «адовых» западных санкций. Разоблачения «подготовки российского наступления на Украину» во многом объясняются именно желанием ужесточить санкционную войну. И хотя в Европе опасаются, что в ходе военных действий прокачка российского газа в страны ЕС встанет намертво, на самом деле она может остановиться и в случае отключения российских банков от системы быстрых платежей SWIFT.
В Вашингтоне пытаются успокоить своих европейских союзников клятвенными обещаниями заменить российский трубный газ поставками СПГ из ряда стран. Не случайно уже проведены переговоры на эту тему с правительством Катара. Эмира небольшой арабской страны в Персидском заливе шейха Тамима бин Хамада аль-Тани ждут в Вашингтоне в ближайшие дни. Однако пока катарцы сопротивляются.
В прошлом году они поставили на экспорт 77 млн тонн СПГ. В основном в АТР по долгосрочным контрактам, которые продолжают действовать. В Европу — менее 17 млн. И больше не в состоянии. Зато Австралия, как союзник по военно-политическому блоку AURUS, готова бросить своих азиатских потребителей в пользу европейских. Лишь бы уязвить Россию. Реальные объемы поставок СПГ австралийский министр природных ресурсов Кит Питт не обозначил. Но, судя по всему, речь может зайти о десятках миллионов тонн СПГ.
Однако, поможет ли этот шаг стабилизировать европейский энергетический рынок в случае блокировки российских поставок трубного газа, и соответственно предотвратить, как прогнозирую многие эксперты, взрывной рост спотовых цен на газ с нынешних $1100 за 1 тыс. кубометров до $2500-3500, пока не ясно. Дело в том, что «Газпром» после падения своего экспорта в Европу в 2020 году с прежних 36% до 33%, все равно остается крупнейшим поставщиком энергоресурсов в регион. Импорт газа ключевому потребителю — Германии, вообще обеспечивается минимум на 40%. При этом в Германии до сих пор нет терминалов по приему СПГ.
Не случайно левое правительство страны, во всем поддерживающее курс Вашингтона на усиление конфронтации с Москвой, включая все предлагаемые санкции и даже торможение приема в эксплуатацию трубопровода «Северный поток — 2», просит все же последний не запрещать в принципе.
Впрочем, до перекрытия труб дело, скорее всего, не дойдет. Если, конечно, не будет войны в Европе. Но в любом раскладе, американцы намерены всерьез пошатнуть позиции российских экспортеров СПГ.
Уже в прошлом году заокеанские компании существенно нарастили поставки СПГ в АТР, потеснив «Новатэк». Теперь к схватке присоединится и Австралия. Напомним, что Вашингтон замечен в давлении на «Новатэк». В сентябре прошлого года в США был арестован финансовый директор и зампред правления «Новатэка», американский и российский гражданин Марк Джетвей. Его обвинили якобы в неуплате налогов с $93 млн, размещенных на офшорных счетах. Он был выпущен из заключения под залог в $80 млн. Тем не менее ему грозит длительное заключение.
Наконец, пляски вокруг инспирируемой Западом российско-украинской войны привели к обрушению отечественного фондового рынка. В результате пострадали активы 76 российских миллиардеров. Особенно пострадали совладельцы «Новатэка» Леонид Михельсон (минус $2,1 млрд с 20 декабря) и Геннадий Тимченко (минус $1,9 млрд).
Однако не стоит забывать, что молекулы СПГ не имеют национальной метки. И попытки заблокировать российские поставки в европейские и азиатские страны могут не привести к успеху. Но одно ясно. Конкуренция на газовых рынках во все большей степени переориентируется с трубного сегмента на ареал СПГ. Уже сейчас примерно 20% европейских потребностей в газе покрывается за счет СПГ. При этом общий газовый импорт в Европу несмотря на декарбонизацию, по прогнозам Международного энергетического агентства, до 2030 будет только расти. В еще большей мере это характерно для рынков АТР. Так что нам есть за что побороться.