Вариант решения проблемы дорожных заторов предложил Дмитрий Давыдов. Опираясь на успешный опыт зарубежных стран, автор считает необходимым закрепить платный проезд по улицам Москвы. Как реализовать эту меру борьбы с заторами Давыдов рассказал в некоммерческом проекте «20 идей по развитию России».
Столица пробок
Первое место в мире по загруженности дорог Москва заняла уже в 2020 году, следует из данных рейтинга TomTom Traffic Index. Другие российские города сильно отстают от столицы, так Новосибирск занял 9-е место, Санкт-Петербург - 12-е место, а Самара – 20-е место.
В течении рабочего дня на дороги Москвы выезжает примерно 3,5 млн автомобилей, следует из данных департамента транспорта столицы. В час-пик число машин достигает 550 тысяч. При этом стоит учитывать и транзитный транспорт, на который приходится от 150 до 250 тысяч машин в зависимости от дня недели и прочих факторов. Средняя скорость машины в Москве составляет примерно 30 км/ч.
Кроме того, большое количество автомобилей разрушительно влияет на экологию. Более половины выбросов парниковых газов приходится всего на 15 городов, один из которых – Москва, следует из исследования, опубликованного изданием Frontiers in Sustainable Cities. Российская столица ежегодно выбрасывает в атмосферу более 110 млн тонн углекислого газа. По оценкам авторов исследования, 70% «московского» CO2 генерируется именно двигателями внутреннего сгорания. Это усиливает парниковый эффект.
Столица Великобритании тоже была мировым лидером по пробкам в конце 90-х и в начале 2000-х годов. Дороги Лондона были загружены до предела, высокие цены на парковку и схемы одностороннего движения не решали проблему. Поэтому в 2003 году мэрия города решила ввести платный проезд в центр города в рабочее время в будни с 7:00 до 19:00. Тариф установили в размере 5 фунтов. Эффективность меры жители Туманного Альбиона ощутили сразу же, а вложения в технологии окупились за два года. Многомиллионный доход от сбора против пробок инвестируют в развитие транспортной инфраструктуры британской столицы. На данный момент мегаполис занимает 49 место в рейтинге TomTom Traffic Index, а базовая стоимость проезда в центральные районы города с 07:00-22:00 составляет 15 фунтов (1 500 рублей) в день (каждый день, кроме Рождества).
Платный проезд практикуют также в Сингапуре, Стокгольме, Милане, Сан-Франциско, Дубае и список городов постоянно пополняется. Так, в Тель-Авиве власти планируют к 2024 году проработать проект и подготовить инфраструктуру к введению платы за проезд по городу.
За проезд оплачено?
Рост числа автомобилей негативно сказывается на ситуации с пробками в Москве и уже очевидно, что без принудительного снижения траффика проблему решить будет невозможно.
По мнению автора проекта введение специального «сбора против пробок» поможет решить проблему дорожных заторов. Этот вопрос уже прорабатывали в Москве в 2014 году, также идею обсуждали в Санкт-Петербурге, но ни в одном из городов инициатива не была реализована. Однако накопленный за это время опыт зарубежных стран показывает, что подобная мера эффективна и может быть осуществлена.
Дмитрий Давыдов предлагает ввести «сбор против пробок» в российской столице, для этого необходимо выделить бюджетные средства на установку систем фиксации автомобилей, например, камер. А также разработать механизмы оплаты. Вложения окупятся за счет непосредственно «сбора против пробок», их можно будет направить на развитие транспортной инфраструктуры.
Реализацию идеи стоит разделить на этапы. На первом – установить базовый тариф на проезд по всей территории Москвы внутри МКАДа в размере 100 рублей (по предоплате). Плату взымать в период с 07:00 – 22:00, кроме выходных и праздничных дней. Исключение следует сделать для общественного транспорта, такси, мотоциклов, автомобилей экстренных служб и электромобилей, которые смогу передвигаться по городу бесплатно. С учетом среднего заработка москвичей – 105 тыс. рублей (по данным столичного Росстата за январь-октябрь 2021 года), - такая сумма для жителей города будет несущественной. При этом для людей с инвалидностью и пенсионеров, а также других социально уязвимых слоев населения, можно предусмотреть льготы и скидки. На следующих этапах реализации проекта - тариф, зоны и время действия сбора, а также типы облагаемых сбором транспортных средств, в случае необходимости можно регулировать и увеличивать.
Планомерное введение оплаты позволит москвичам постепенно привыкнуть к новой мере, а финансовая нагрузка будет увеличиваться поэтапно. В итоге, как считает автор проекта, плата за проезд станет выгодной для жителей столицы, поскольку они будут тратить меньше времени и бензина на дорогу. Сэкономленные средства и высвободившееся часы горожане смогут направить на более приятные и полезные занятия. Плата за проезд станет вынужденной и привычной мерой, направленной на благо и комфорт горожан, уверен автор.
«Поскольку на подготовку и реализацию проекта могут уйти годы, а перспектив разгрузки Москвы от пробок не предвидится из-за стремительного роста транспортного потока, то действовать нужно уже сейчас», - подчеркивает Давыдов.
Дмитрий Давыдов создал проект в 2016 году, а в период пандемии дополнил идеи и вдохнул в них новую жизнь. «20 идей» написаны из гуманистических соображений и направлены на улучшение жизни россиян, подчеркивает автор. Однако без законодательной поддержки государства реализовать их будет невозможно. Поэтому Давыдов надеется на поддержку со стороны властей.