По итогам ушедшего года на российском логистическом рынке значимый рост показали, например, услуги, связанные с автомобильными грузоперевозками. По данным электронной биржи автомобильных перевозок ATI.SU, общее число заявок на перевозки в России в 2021 году выросло на 46% по сравнению с 2020 годом и на 59% по сравнению с 2019 годом. Если в январе 2021 г. на данной электронной площадке было размещено около 2 миллионов заявок на перевозки внутри страны, то к сентябрю их число превысило 3,7 миллиона, а в декабре -- 3,5 млн.
Лидерами по росту числа заявок являются дальневосточные регионы, что специалисты связывают с растущим импортом из Китая, а также изменениями на рынке контейнерных перевозок. Так, спрос на перевозки из Забайкалья в 2021 году вырос на внушительные 152% (по сравнению с 2020 годом), из Приморья – на 134%, из Амурской области – на 111%, из Хабаровского края – на 79%. Из других регионов специалисты ATI.SU указывают на двойной рост спроса на перевозки из Карелии (102%), а также Ямало-Ненецкий автономный округ, количество заявок из которого выросло на 47%.
Одновременно участники рынка указывают на заметный рост цен на логистические услуги. По данным ATI.SU, в 2021 году расценки (без учета НДС) на автомобильные коммерческие перевозки в России в среднем выросли на 21% по сравнению с 2020 годом и на 23% по сравнению с 2019 г. При этом если количество заявок росло на протяжении почти всего года, то ставки в первой половине года оставались стабильными, а затем они начали повышаться. Так, еще во втором квартале средняя заявочная цена на перевозку по стране составляла 35,1 тыс. руб., в третьем квартале она выросла до 40 тыс., а в четвертом – до 45,3 тыс. руб.
Представители логистических компаний говорят о том, что росту рынка способствует ряд факторов, один из главных – это бурное развитие электронной коммерции. «Прежде всего драйвером развития логистического рынка выступает развитие интернет-торговли. Она становится доминирующим фактором роста логистической отрасли, в том числе и сегмента курьерской доставки, -- говорит Станислав Краснояружский, генеральный директор логистической компании RedExpress. -- В целом рынок консолидируется. Компании борются за трафик и потребителя, у каждого игрока есть либо лояльные партнеры, продавцы или клиенты, либо преданные покупатели. Именно поэтому логистические компании будут стараться интегрироваться друг с другом для предложения более широкого спектра вариантов получения заказов».
«Распространение COVID-19 было главным фактором, оказывающим влияние на рынок логистики в 2021 году. Цепочки поставок были нарушены, работа морских портов затруднена ― следствием стало повышение тарифов на перевозки, -- продолжает Виталий Вербилович, руководитель отдела исследований и развития группы компаний AsstrA. -- Стоит отметить и изменение потребительского поведения. Возросшая популярность онлайн-шопинга стала драйвером роста логистических услуг для рынка e-commerce ― сервисов доставки на «последней миле», складской дистрибуции. Нарушения в цепочках поставок привели к повышенному спросу клиентов на стабильность, безопасность и прозрачность всего процесса доставки. Как следствие, логистические провайдеры вкладывали средства в технологии отслеживания местонахождения товаров. На фоне удорожания перевозки и увеличения сроков отгрузок появляются новые способы отправки грузов. Так, в связи с ограниченностью поставок из Китая в Европу морским и железнодорожным транспортом набирают популярность отправки автомобилями».
Впрочем, при росте спроса логистический бизнес испытывает ощутимое негативное давление от таких проблем, как нехватка персонала и рост затрат. «Автомобильные перевозки по России за прошлый год выросли в среднем более чем на 15%, -- отмечает Алексей Мисаилов, директор по развитию бизнеса FM Logistic в России. -- При этом рынок испытывал нехватку водителей, стоимость запчастей росла, а из-за задержек производства новых ТС и списания старых возник дефицит грузовых автомобилей, который лишь усиливался на фоне увеличивающегося спроса на перевозки, в том числе за счет роста объемов на рынке e-commerce. Это, а также подорожание топлива и состояние курса национальной валюты (запчасти в основном импортные), и есть основные факторы для дальнейшего роста стоимости перевозок. Думаю, что этот сегмент может прирасти в денежном обороте еще на 15% в 2022 году».
Участники рынка отмечают, что за последний год особенно увеличился спрос, например, в услугах складской логистики. «Минувший 2021 год подстегнул спрос на склады, -- продолжает Алексей Мисаилов. -- Сегодня уровень вакантных площадей в Московской области находится на рекордно низком за многие годы уровне ― менее 1%. Складов попросту нет. Практически все возводимые складские комплексы строятся под конкретного заказчика (built-to-suit), поэтому спрос на них будет только расти. Нестабильность в международной логистике, а также риск закрытия производств заставляет многие компании создавать так называемые «складские стоки безопасности». Никто не хочет остаться без товара, поэтому его стараются привезти впрок. Это и будет обусловливать повышенный спрос на складские сервисы».
Максим Косенков, руководитель отдела продаж направления «Европейская логистика» компании «ДАКСЕР» со своей стороны указывает, что в новом году логистические компании будут продолжать делать ставку на внедрение передовых технологий. «На логистическом рынке постоянно появляются новые компании и стартапы, предлагающие инновационные идеи в области искусственного интеллекта (ИИ), информационных технологий и других, -- отмечает он. -- Автопилот, в котором будет использоваться ИИ, должен стать самой интересной из них, причем это актуально не только для таких крупных международных игроков рынка, как Tesla или Uber, но и для российских, чьи прототипы беспилотных автомобилей можно встретить на улицах Москвы».
В наступившем году участников логистического рынка особенно волнует высокая степень неопределенности и усиление негативных факторов. «В 2022 году сохранится глобальная нехватка микроэлектронных компонентов, что затруднит обновление парка автоперевозчиками, вызовет рост эксплуатационных издержек, а также может привести в будущем к сокращению количества машин и возможному повышению цен в этом сегменте. Растущая инфляция негативно повлияет на увеличение спроса, особенно на рынке потребительских товаров, и может стать фактором сдерживания объемов перевозок товаров данного сегмента, -- прогнозирует Владимир Серебряков, генеральный директор логистической компании Gebrueder Weiss в России. -- Логистический рынок в 2022 году по-прежнему будет находиться в центре внимания бизнес-сообщества. Основная причина – сохраняющийся дисбаланс в глобальной цепи поставок, создающий колоссальные нагрузки на все логистические хабы, вызывающий непрогнозируемые задержки грузов при транзите и ценовую волатильность. Сильнее всего эти факторы скажутся на морских перевозках, в первую очередь из портов Китая, что поддержит растущий интерес к альтернативным способам доставки товаров из КНР - по воздуху и железной дороге. Внутрироссийские перевозки в свою очередь будут также испытывать значительные колебания цен, в первую очередь в сегменте автоперевозок, что может сместить спрос в сторону железнодорожной логистики как более предсказуемой альтернативы, особенно для дальних маршрутов».