Центр развития Высшей Школы Экономики выпустил очередные (уже 409-е по счету) Комментарии о государстве и бизнесе (КГБ). Результаты исследования настолько поразили самого автора работы Андрея Чернявского, что он озаглавил её именно как «фискальное чудо». И, видимо, не слишком переоценил итоги ушедшего 2021 года.
По предварительным январским оценкам Минэкономразвития, рост отечественного ВВП в 2021 году должен войти в коридор 4,4-4,5%. В декабре Владимир Путин привел точную цифру — 4,5%. Месяцем ранее, напоминает министр экономического развития Максим Решетников, речь и вовсе шла о 4,7%. Но в прогнозную гонку, как и следовало ожидать, вмешался Росстат. В ноябре статистики снизили темпы падения ВВП в 2020 году с 3% до 2,7%. Поэтому база расчетов увеличилась.
Однако в любом случае восстановительный рост российской экономики удался: перекрыты показания не только пандемийного 2020 года, но даже благополучного 2019. Для сравнения, в Еврозоне достаточно высокие темпы роста ВВП в прошлом году (+5,2%) не смогли перекрыть более чем 6-процентное падение в 2020 — более 6%. И хотя мы продолжаем отставать от среднемировых показателей — плюс 5,9% по оценке МВФ, — все же более быстрое, чем планировалось ранее, восстановление экономики и стало, по мнению ВШЭ, одной из пяти главных причин бюджетного чуда.
Андрей Чернявский особо подчеркнул, что в бюджет 2021 года вообще были заложены темпы роста в скромные 3,3%. И существенное превышение темпов роста ВВП не могло не сказаться на увеличении собираемости НДС, НДПИ и налога на прибыль.
Радость фискала: нефтяные цены и отложенный спрос
Еще одним первоочередным фактором, обеспечившим заметный рост собираемости налогов, оказался непредвиденно высокий темп удорожания нефти. Бюджет-2021 базировался на средней цене Urals в $45,3 за баррель. На самом деле получилось $69,1. В результате нефтегазовые доходы бюджета увеличились по сравнению с планом в 1,5 раза, а по сравнению с 2020-м — в 1,7. Правда, бурный рост нефтяных цен дал и отрицательные последствия — уровень нефтегазовых доходов в бюджет вырос до 38% (в 2020-м — 33%).
Кроме того, автор последних КГБ отметил еще два фактора, приведшие к уникальному росту доходной части казны. Заметно сократились по сравнению с 2020 годом нормы сбережений домохозяйств (для пандемийного года был характерен отложенный спрос на дорогостоящие товары и услуги), а также сжалась — опять-таки из-за распространения коронавируса — международная мобильность населения. В итоге резко вырос внутренний потребительский спрос, что не могло не подтолкнуть объемы собранного НДС и акцизов.
Свою пробюджетную роль сыграла и оглушительная инфляция. В бюджет заложили рост цен, близкий к таргету ЦБ в 4%. Получилось, по предварительным данным, — 8,4%. Значит, в казну неизбежно попало значительно больше рублевой массы, чем предполагалось. Для российского бюджета, к сожалению, высокая инфляция зачастую оказывается своего рода спасательным кругом. Сюда, кстати, надо добавить и ослабление национальной валюты на 1,5 рубля.
Перечисленные пять факторов подтолкнули и другие, не нефтегазовые доходы. По расчетам ВШЭ, их поступления в федеральный бюджет в 2021 году выросли по сравнению с запланированным уровнем на 27%, а по отношению к 2020 году рост составил 20%. Рост такого рода доходов обусловлен, в основном, увеличением поступлений внутреннего НДС и НДС на ввозимые товары на 28 и 27% (год к году) соответственно.
На темпы роста НДС на ввозимые товары оказал влияние рост импорта: по данным ФТС, стоимостной объем товарного импорта важнейших товаров в январе-ноябре 2021 г. вырос (год к году) на 27%.
Поступления по налогу на прибыль, в сравнении с 2020 годом, выросли на 42%. Запланированный уровень превышен на 30%. Причина — фискальная база налога на прибыль в 2021 году резко увеличилась. По данным Росстата, сальдированный финансовый результат деятельности организаций в январе-октябре 2021 г. вырос (год к году) в 2,6 раза.
Бюджет, в случае чего, наполнит инфляция
В результате фискального чуда доходы федерального бюджета-2021, по предварительным данным, составили 25,3 трлн руб., превысив запланированные на год показатели на рекордные 35%.
Расходы федерального бюджета в прошедшем году превысили запланированный уровень на 15% и составили 24,8 трлн руб. В результате, вместо запланированного дефицита в объеме 2,75 трлн руб., бюджет был исполнен с профицитом 0,5 трлн руб. или 0,4% ВВП. Правда, в реальном выражении (с учетом инфляции) расходная часть бюджета выросла лишь на 1,7%. Но при любом раскладе это — самый высокий показатель с 2011 года.
В общем, действительно случилось фискальное, а вслед за ним и бюджетное чудо. В этой связи особо следует выделить рост бюджетных расходов в разделе «Национальная экономика». Но пока ждать дальнейших успехов следует с осторожностью. По прогнозу МВФ рост экономики России в этом году не превысит 2,8%. Минэкономразвития рассчитывает на 3%. Но эти цифры явно уступают общемировым темпам в 4,4% по последнему прогнозу Фонда. Впрочем, бюджет вновь может рекордно наполнить несдающаяся инфляция.