С облачными технологиями сегодня знаком каждый школьник. Они широко применяются во всех сферах онлайн-услуг, в образовании, науке, медицине, финансовом секторе и многих других. Если в представлении обывателя облако — это чаще всего хранилище для «фоточек», позволяющее освободить память смартфона, или — для более «продвинутых» — инструмент для совместной работы над документами, то бизнесу облачные технологии дают широчайшие возможности создания собственной информационной инфраструктуры, которая динамично подстраивается под меняющиеся потребности, способна быстро набирать мощности и, наконец, отличается высокой гибкостью и мобильностью.
Для многих IТ-компаний облака, мультиоблачные платформы и сервисы остаются в приоритете развития на ближайшие годы.
Грамотное и своевременное применение облаков способно в короткие сроки дать бизнесу огромные конкурентные преимущества и вывести на новый уровень качество использования вычислительных мощностей, скорость развертывания инфраструктуры, ее надежность и безопасность
Президент группы компаний ЛАНИТ Филипп Генс
Первыми появились публичные облака — арендуемые у провайдера вычислительные мощности. При этом арендатор может выбрать тот объем, который ему необходим, и платить за фактически используемые ресурсы. Это надежно, удобно и выгодно, но любая более или менее крупная современная компания приходит к осознанию необходимости создания собственной IT-инфраструктуры — частного облака.
К этому бизнес подталкивают и высокие требования к безопасности данных, в том числе защита конфиденциальной и секретной информации в соответствии с требованиями регуляторов. Кроме того, как показывает практика, в какой-то момент собственный центр обработки данных (ЦОД) начинает обходиться бизнесу дешевле, чем арендуемые мощности. А в случае частного облака все оборудование принадлежит или находится в пользовании одной компании, доступ к нему имеют только сотрудники, вся информация хранится внутри, а не вовне, благодаря чему ее легче защитить.
Кому нужно частное облако
В каких же случаях IТ-подразделения предприятия, а затем и руководство приходят к выводу о необходимости создания частного облака? Первый сценарий, когда заказчик — крупная, многопрофильная холдинговая структура. В этом случае она может позволить создавать дорогостоящую инфраструктуру с системами управления и мониторинга. То есть частное облако имеет смысл создавать крупным компаниям с большим количеством дочерних и зависимых обществ, нуждающихся в выделении им большого количества вычислительных мощностей и объемов хранения данных. Например, это может быть финансово-промышленная группа, в которой есть девелоперские, финансовые, производственные активы, или крупный промышленный холдинг, в который входят проектные институты, конструкторские бюро, производственные активы, заводы, сервисные и логистические компании. В этом случае у каждой представленной компании есть запрос на определенные мощности, и их можно предоставлять по модели частного облака. Немаловажно, что частный контур остается полностью под контролем головного предприятия.
Второй случай, когда целесообразно создание частного облака, — потребность в специализированных вычислениях. Например, такой сценарий применим для предприятий сферы геологоразведки, машиностроения и других, где есть задача моделирования свойств среды или объектов. В этом случае требуются ресурсоемкие расчеты с помощью высокопроизводительных систем, однако их загрузка непостоянна. Лучшим вариантом здесь станет создание частного облака на базе высокопроизводительного оборудования с предоставлением его ресурсов всем заказчикам в необходимом объеме по расписанию.
Наконец, в третьем сценарии частное облако необходимо финансовым организациям — банкам и страховым компаниям. В данном случае «козырем» при внедрение подобного подхода становятся повышенные требования к безопасности данных. Использование публичных облаков здесь создает дополнительные риски, а использование гибридных облаков приводит к размытию контура. Чтобы это предотвратить, финорганизации, имеющие необходимые финансовые ресурсы, строят частные облака, которые дают возможность реализовывать собственную разработку с использованием контейнеров, а это, в свою очередь, сокращает time-to-market — время, которое компания тратит на реализацию и выпуск бизнес-идеи своим клиентам.
Как «приватизировать» облако
Современное частное облако — это в первую очередь автоматизация процесса предоставления услуг, в частности наполнение каталога сервисов. Предназначенные для этих целей системы управления облачной инфраструктурой — отдельный класс системного программного обеспечения, известный айтишникам достаточно давно. Однако не все понимают, что приобретение подобного продукта вовсе не означает, что предприятие автоматически получает готовое облако “из коробки”
Первый заместитель управляющего директора компании «ЛАНИТ-Интеграция» Олег Головко
У каждой компании свои задачи, стандарты и требования, поэтому упомянутое ПО, являющееся сложным интеграционным конструктором, нуждается в правильной сборке и тщательном встраивании в уже имеющуюся инфраструктуру и процессы. Сначала необходимо определить цели и задачи, а также формализовать требования к процессам. Выбор конкретных инструментов и поставщиков оборудования в этом случае осуществляется уже на последнем этапе развертывания частного облака.
Внедрять такое решение рекомендуется итерационно. С точки зрения охвата сначала необходимо реализовать пилотный проект на одной команде или системе, потом тиражировать на остальную часть инфраструктуры. С точки зрения функционала сначала лучше создать базовую облачную IaaS-платформу (Infrastructure as a Service — инфраструктура как услуга), а уже затем постепенно наполнять каталог сервисами безопасности, резервного копирования, DBaaS (Database as a Service — база данных как услуга), LBaaS (служба балансировки нагрузки), CaaS (Container as a Service — контейнер как услуга), PaaS (Platform as a Service — платформа как услуга), а также расширять возможности платформы: мониторинг, биллинг, гибридная модель, интеграция с DevOps-инструментами (набором практик для упрощения разработки и эксплуатации ПО) и т. д. Такой подход позволяет получать непрерывную обратную связь и гибко работать с сопротивлением изменениям. Увидев первые успехи, другие пользователи сами придут к вам за решением.
Если есть необходимость в быстром и полном переходе на частное облако, используется метод, требующий одномоментной мобилизации серьезных ресурсов — quick win. Он объединяет сразу все существующие инфраструктуры под единый портал управления с полноценным всеобъемлющим каталогом сервисов. Этот вариант требует серьезной проработки на старте. Но часто на все сразу денег и времени не хватает, поэтому проект все равно начинают дробить на этапы: аудит, концепция, проектирование, закупка, внедрение, поддержка, модернизация. В этом случае необходим повышенный контроль за каждым шагом, полное погружение в проект, особенно если этапы доверяются разным исполнителям.
От частного облака к мультиоблаку
В обозримом будущем облачные технологии будут продолжать развиваться. В 2022 году аналитики рынка видят два ключевых тренда в этой сфере: повсеместное применение контейнерных технологий и мультиоблака.
Контейнеры уже стали неотъемлемым инструментом практически любой организации, использующей виртуальные мощности. Контейнеры представляют собой изолированную среду, которая содержит все необходимое для запуска приложения (библиотеки, файлы и т. д.). Их главные преимущества — меньший «вес», скорость, простота создания и запуска. Многие производители ПО для корпоративной среды уже переписывают свои продукты под контейнеры для ускорения процесса разработки и обновления. Их наличие в каталоге услуг сервис-провайдера, в том числе предоставляющего частное облако, стало одним из ключевых требований со стороны заказчиков. Поэтому контейнеры как сервис и Kubernetes (инструмент, который позволяет эффективно управлять любым количеством контейнеров) уже сейчас можно встретить в большинстве решений как облачных провайдеров, так и производителей системного ПО для управления частными облаками.
С цифровизацией всех сфер жизни растет число IT-компаний, стремящихся предложить новые продукты: маркетплейс, автоматизацию, управление процессами и т. д. Для более гибкого и оперативного процесса разработки им требуются лучшие решения и технологии, которые представлены на рынке. Как показывает практика, облачный провайдер не всегда может предложить идеальное решение, отвечающее всем запросам заказчика. Разные игроки рынка сфокусированы на разных аспектах: кто-то наиболее силен в технологиях для разработки, кто-то — для информационной безопасности. В этих случаях на помощь приходит технология мультиоблака — когда цифровые ресурсы распределены по нескольким облакам разных провайдеров с управлением через единое окно. Такой интеграцией занимается мультиоблачный провайдер, который предоставляет заказчику единый сервис управления и внедрения решений гиперскейлеров, а также единый мониторинг, биллинг, осуществление миграции и связанность процессов.
Компания «Онланта» объединила ресурсы собственного облака OnCloud.ru и сервисы гиперскейлеров (таких как AWS, Alibaba Cloud, Google Cloud, Microsoft Azure, «Яндекс.Облако» и VK Cloud Solutions) в корпоративной системе мультиоблачных сервисов.
Благодаря таким технологиям один из заказчиков “Онланты” — b2b-маркетплейс — смог разместить свой контур для разработки в облаке VK Cloud Solutions, где шире представлены сервисы для баз данных, ИИ и других инструментов, а продуктивные системы размещаются на мощностях OnCloud.ru, которые имеют минимальный даунтайм (время простоя) и соответствуют всем требованиям информационной безопасности, предъявляемых заказчиком
Руководитель направления Multicloud компании «Онланта» Кирилл Дианов
Использование мультиоблачной модели постепенно приводит к тому, что облачные провайдеры и гиперскейлеры отказываются от агрессивной конкуренции и стремления к монополизации, выбирая путь взаимовыгодного сотрудничества, которое максимально полезно и для заказчиков.
Облачные продажи
Еще один активно развивающийся тренд, который продолжит развитие в наступившем году, — облачная дистрибуция. Причем речь идет о продаже не только облачных сервисов, но и программного обеспечения по подписке.
Как отмечают в компании Treolan, локомотивом продаж является Microsoft, но представлены и другие как зарубежные, так и российские производители. При этом в компании нацелены на расширение портфеля вендоров.
Несмотря на рост популярности подписочной модели, существует и ряд препятствующих этому факторов. Среди них консервативность взглядов на ведение бизнеса.
Например, недавно один крупный вендор после долгого раздумья отказался предлагать ПО через маркетплейс, так как ему это показалось трудозатратным и непонятным с точки зрения гибкости ценообразования. Это яркий пример проявления естественного человеческого страха перед роботами и алгоритмами. Роботов боятся и на складе, и на улице. Однако автоматизированные процессы неизбежны, рано или поздно они займут свою достаточно большую долю на рынке. И надо успеть перейти на облачный формат продаж, пока для многих компаний не стало слишком поздно или, при менее печальном раскладе, намного дороже
Генеральный директор компании Treolan Григорий Свердликов
Среди перспективных направлений рынка в компании Treolan называют облачную дистрибуцию рабочего места как услуги (DaaS). «Рынок продажи “железа” по подписочной модели только в начале пути. Про DaaS много говорили еще два года назад, однако сегодня такие сделки можно сосчитать по пальцам, это единичные случаи. Есть несколько факторов, которые тормозят процесс. Главный — слаборазвитый рынок бывшего в употреблении оборудования, хотя проблема постепенно решается. Кроме того, заказчику не всегда выгодно приобретать оборудование по подписке. Процесс осложняют юридические и финансовые аспекты. Несмотря на это, мы уверены, что DaaS постепенно, если не в этом, так в следующем году, начнет активнее входить в бизнес дистрибьюторов», — отметил Григорий Свердликов, генеральный директор Treolan.
Пандемия напомнила о том, как важны для бизнеса устойчивость и гибкость, адаптируемость и масштабируемость. Облачные технологии дают возможность сокращать время вывода продукта на рынок, повышать лояльность конечных пользователей, привлекать новых клиентов и значительно сокращать капитальные и операционные затраты.