S&P 500 начинает опасный год

Глеб Баранов
обозреватель Monocle.ru
3 января 2022, 10:44

2021-й был исключительно удачным для американских и ряда европейских фондовых индексов, хотя и завершался их снижением. Развивающиеся рынки, в том числе и Россия, выглядели куда слабее. Но от наступившего года хорошего ждать не приходится ни тем, ни другим. Есть все шансы закончить его в минусе.

Richard Drew/AP/TASS

Третий подряд год завершается приростом основных американских фондовых индексов. По итогам 12 месяцев они показали двузначную доходность: S&P 500 вырос на 26,89%, NASDAQ Composite — на 21,39%, а Dow Jones Industrial Average — на 18,73%. Это серьезное достижение: исторически средняя реальная (с поправкой на инфляцию) доходность акций в США заметно ниже.

По данным Credit Suisse Global Investment Returns Yearbook 2021, в период с 1900 по 2020 годы она составила 6,6%, а в период с 2001 по 2020 год снизилась до 5,7%. И это с учетом реинвестирования дивидендов. Без них результат оказался бы на несколько процентных пунктов ниже. Между тем регрессия к среднему вполне надежно работает на фоновом рынке: для сильно выросших индексов это зачастую означает не медленный рост впоследствии, а внушительное падение.

Сам по себе продолжительный быстрый подъем котировок акций не обязательно сулит большие проблемы. Разные страны знали и более продолжительные серии положительной доходности, в том числе и двузначной. Но задуматься о коррекции участников рынка такой рост все-таки заставляет. Между тем, в прошлом году максимальное отступление индекса S&P 500 составило лишь около 5%, что довольно скромно по историческим меркам.

Оценки же американского рынка акций назвать низкими нельзя никак. Циклически скорректированный коэффициент цена/прибыль (CAPE) сейчас у S&P 500 находится около 40. Выше он бывал лишь во времена «пузыря доткомов». Это также не обещает немедленных проблем. На рубеже тысячелетий этот коэффициент смог продержаться на таком уровне около 3 лет. К тому же ставки сейчас пока что куда ниже, чем были тогда. Но все равно уровень очень высок, и какие-то объяснения нужны. Быстрый рост прибыли для этого, в принципе, подходит. Считается, чем выше его темпы, тем более высокие коэффициенты P/E можно признать обоснованными.

По данным FactSet, ожидаемый по итогам 2021-го года темп роста прибыли американских компаний составляет 45,1%. Это самый высокий годовой темп с тех пор, как в 2008 году FactSet начала отслеживать этот показатель. «Восстановление экономики и прибылей, начавшееся в 2020 году, перенеслось на 2021 год, подняв фондовые рынки до рекордных высот, — пояснял под Новый год на CNBC Крис Хаверленд из Wells Fargo Investment Institute. — В то время как доходность в 2020 году была обусловлена многократным увеличением соотношения цены и прибыли, доходность в 2021 году была обусловлена ростом прибыли».

Тот факт, что S&P 500 в прошлом году 70 раз закрывался на новых исторических максимумах, не дотянув лишь 7 закрытий до абсолютного рекорда 1995 года, может на этом фоне показаться обоснованным. Однако для весомого оправдания таких коэффициентов необходимо еще и сохранение аналогичных темпов роста очень надолго, что едва ли возможно в реальности. Получается, что роль печатного станка ФРС на этом «бычьем» рынке очень трудно преувеличить.

При этом американские акции сильно оторвались от многих рынков. Хотя S&P 500 и не занимает первую строчку в ренкинге мировых индексов по темпам роста, он, например, весьма убедительно выглядит на фоне многих развивающихся стран, где нередки и отрицательные результаты. А ведь набирающая силу во всем мире инфляция ударила по последним сильнее, чем по развитым рынкам, исказив результаты в лучшую сторону. Например, аргентинский S&P MERVAL показал 63% прироста, но это целиком результат стремительного скачка цен вообще на все в этой стране. В Венесуэле фондовый индекс растет и вовсе на сотни процентов, но при этом в разы уступает инфляции.

Как бы то ни было, теперь американский рынок начинает другой, очень непростой год. Уже в среду ФРС опубликует протокол декабрьского заседания. После него было объявлено об ускорении сокращения программы покупки облигаций на $120 млрд в месяц. Она завершится к марту, а не к июню. Мартовское заседание теперь рассматривается, как первая возможность пойти на повышение процентной ставки. ФРС прогнозирует их три на 2022 год. Для акций это плохие новости.

С рынков будет, как минимум, откачиваться избыточная ликвидность, благодаря которой и шел рост. При этом рост ставок влияет и на оценку акций, снижая ее справедливый уровень. И даже оптимисты из числа аналитиков ведущих инвестдомов ждут падения фондовых индексов во втором полугодии. «Но сначала S&P 500 вырастет с 4766 до 5000 пунктов. А после окончания коррекции к концу года вернется к круглой отметке и даже превысит ее», — добавляют они. Пессимисты, однако, совершенно уверены, что падение начнется гораздо раньше, а сам этот год будет закрыт в минус.