Игра или даже война
Норвежский газовый гигант Equinor работает на полную мощность с целью увеличения поставок «голубого топлива» для Европы, и не сможет обеспечить дополнительные поставки газа в Европу в случае прекращения импорта из России. Такое заявление сделал глава компании Андерс Опедаль (Anders Opedal).
«Мы больше ничего не можем сделать. Норвегия уже работает на полную мощность», – заявил Андерс Опедаль Bloomberg TV. На долю крупнейшей энергетической компании Норвегии Equinor сегодня уже приходится более 20% газа, поставляемого в Европу. Для удовлетворения спроса на топливо она нарастила добычу на крупных месторождениях в Северном море. И тем не менее, дефицит предложения в регионе поднял цены на топливо до рекордно высокого уровня.
Как напоминает «Интерфакс», ранее глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен сообщила, что ЕС обсуждает с США и другими странами поставки газа в Европу на фоне беспокойства Брюсселя в отношении перспектив газового импорта из РФ. В Москве полностью отрицают, что «Газпром» может нарушить ранее достигнутые договоренности по импорту газа, а также напоминают, что Россия всегда была надежным поставщиком энергоносителей.
Можно отметить, что вокруг поставок газа в Европу развернулась своеобразная информационная игра. Тот же Bloomberg регулярно напоминает о том, как скудны источники восполнения европейской потребности в газе при гипотетическом прекращении поставок из России.
Казалось бы, объективно это говорит против самой возможности их прекращения. Иначе говоря, против ввода новых санкций, в том числе, затрагивающих «Северный поток – 2», не говоря уже о каких-то более масштабных, сложнопредставимых в принципе, из-за которых импорт российского газа в ЕС мог бы полностью прекратиться.
Однако, вряд ли это игра в пользу «Северного потока – 2». Кто ее бенефициар? Во-первых, она поднимает политическую цену отказа США от санкций против российского газопровода и других (подобных по результатам) санкций против РФ. Во-вторых, она «Северного потока – 2» делает обсуждаемой саму тему гипотетического отсутствия российского газа на европейском рынке, косвенно ставя под сомнение репутацию России, как абсолютно надежного поставщика. В-третьих, эта игра работает на рост уже не политической, а финансовой цены на поставляемый в Европу американский СПГ.
Так, вместе с признанием о невозможности нарастить поставки газа, сделанном главой, Equinor, Bloomberg приводит слова главы Shell Бен ван Бердена, заявившего,, что «в случае прерывания поставок газа из России в Европу, чего никогда не было», его компания «придет на помощь» и сделает, что сможет, включая перенаправление танкеров с СПГ в Европу с других рынков.
Такая информационная игра может называться и иначе. «Представители системы национальной безопасности США понимают, что информационная война — это новое поле битвы», – так начинается недавняя статья в хорошо информированном вашингтонском издании POLITICO, опубликованная под рубрикой «Российско-украинский конфликт». Еще один «конфликт», активно создаваемый теми же игроками (или вояками), тесно связавшими его и с газовой темой.
Так можно и доиграться
Возможности по наращиванию поставок газа в Европу есть только по линии СПГ, отмечает ведущий аналитик управления анализа рынков компании «Открытие Инвестиции» Андрей Кочетков. По его словам, Норвегия давно работает на пределе своих возможностей и рассчитывать на то, что она может частично, или полностью, заменить «Газпром» было бы наивным.
Российская компания поставляет в Европу до 36%-37% от всех потребностей газа региона, которые составляют около 550 млрд кубометров в год. Почти все страны Европы, за редким исключением, остаются нетто импортерами энергоносителей. Если же учитывать перспективу отказа от угольной энергетики, то потребность в газе будет только возрастать. В Германии уголь составлять, как минимум, треть баланса в генерации электричества.
В условиях традиционной конкуренции СПГ на рынке явно проигрывает трубопроводным поставкам, констатирует эксперт. Однако европейский пирог оказался слишком сытным, чтобы не использовать дополнительные возможности. Соответственно, США используют все доступные политические инструменты, дабы отрезать изрядную долю поставок в свою пользу. В ситуации дефицита и высоких цен потребители уже не считают центы, а готовы поступиться сотнями долларов, тем более если речь идёт о выражении североатлантической солидарности.
Однако никакая североатлантическая солидарность не покроет потребность в 190-200 млрд кубометров поставок, если их не будет, уверен Андрей Кочетков. Даже в январе 2022 года, когда резко увеличился импорт СПГ, то объёмы поставок составили лишь около 11,45 млрд кубометров. Это не только новые, но и вполне плановые поставки. Соответственно, альтернатив трубопроводному газу «Газпрома» в Европе просто нет и Норвегия вместе с поставщиками СПГ заменить его не смогут при всём желании, или европейским потребителям придется урезать своё потребление, если цена на газ будет в районе 3-5 тыс. долларов за 1000 кубометров. Однако подобный сценарий будет означать катастрофу для европейской промышленности, а особенно для германской экономики.
В любом случае, полагает Андрей Кочетков, цены на голубое топливо будут оставаться высокими, а ограничить верхний предел возможно лишь запуском «Северного потока - 2». Но решение этого вопроса лежит в плоскости аппетитов американских поставщиков СПГ. Пока эти аппетиты не будут надежно гарантированы будущими поставками, вопрос дефицита сохранится, считает эксперт.
«Северный поток – 2» может заработать весной, решение – за Европой
Раздуваемая США мифическая угроза вторжения России на Украину предполагает принятие против России пакета жестких санкций, включающих блокировку «Северного потока – 2», отмечает преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами Валерий Корнейчук. Объем поставляемого газа по «Северному потоку – 2» составит 55 млрд куб. метров в год.
Кто сможет компенсировать Европе этот объем природного газа? Наряду с Россией, рассказывает эксперт, поставщиками еще 170 миллиардов кубометров природного газа служат для Европы Норвегия, Катар, Алжир, США, Нигерия, экспортирующие газ как по трубопроводам, так и в виде СПГ. Германия, Великобритания и Италия, получают российский трубопроводный газ, причем первые две страны из уже действующего «Северного потока».
Инициатором исключения «Северного потока – 2» из перечня санкций выступает Германия - крупнейший потребитель российского газа. Желание США настоять на своем варианте санкций, включающем блокировку «Северного потока – 2», привело к началу масштабных поисков поставщиков «голубого» топлива в Европу, как трубопроводного, так и СПГ.
Что касается трубопроводного газа, то на сегодняшний день около 170 млрд кубометров газа производится в Северном море, в основном Норвегией (120 млрд кубометров). Норвегия является вторым по величине поставщиком газа в Европу после «Газпрома». В октябре 2021 года она нарастила эти поставки до рекордного уровня за последние 5 лет. Основное направление для нее – Великобритания, далее Германия и Нидерланды. Однако для дальнейшего наращивания добычи природного газа в Норвегии существуют объективные причины.
Первая – высокая стоимость добычи газа. По этой причине, объясняет аналитик, Норвегия большую часть газа продает через спотовый рынок либо по контрактам, привязанным к биржевой цене.
Вторая причина – большая часть перспективных газовых ресурсов Норвегии находится в районе Крайнего Севера - в Баренцевом море, что требует значительных затрат на добычу. Есть и третья – постепенное снижение добычи газа до примерно 90 млрд куб. м в год в течение следующих пяти лет, в связи с их истощением. Несмотря на открытия новых месторождений, серьезного прироста добычи здесь не ожидается.
Есть и еще такой экспортер трубопроводного газа в ЕС, как Азербайджан, но объемы поставок оттуда слишком малы (10 млрд куб. метров), чтобы закрыть европейскую проблему. Так, поставки газа в Польшу с 2022 года с Северного моря соизмеримы по объему с азербайджанскими и не решают проблему в стране импортере, которая для удовлетворения своих потребностей будет докупать СПГ. Иран, как возможный поставщик трубопроводного газа в Европу, находится под американскими санкциями и не будет сотрудничать в этом вопросе.
В этой связи, отмечает Валерий Корнейчук, США пытаются решить вопрос обеспечения Европы газом путем поставок СПГ. Здесь аналитик отмечает существующие проблемы. Первая – в Германии нет ни одного терминала для его приема. В Великобритании и Италии терминалы есть, но отказываться от трубопроводного газа они совсем не спешат. Вторая – развернутые в сторону Европы танкеры-газовозы не решат на долгое время вопрос устойчивого обеспечения Европы газом из-за длинного логистического плеча и отсутствия достаточного количества судов для перевозки СПГ. Третья – цены на СПГ в три-пять раз дороже трубопроводных поставок.
Сегодня «Газпром» выполняет все контрактные обязательства по поставкам природного газа в Европу, а дополнительные заявки готов реализовать после ввода в эксплуатацию «Северного потока – 2». «Газпром» всегда был и остается надежным поставщиком природного газа для европейцев. Пока власти ЕС не торопятся с сертификацией газопровода. Решение о закупках газа за Европой, заключает Валери. Корнейчук,
Вопрос в том, как долго может продолжаться отмеченная выше информационная игра, или война. Как следует из опубликованного накануне эксклюзивного материала «Эксперта», новая «дочка» Nord Stream 2 AG — компания Gaz for Europe, созданная специально для обхода законодательных препятствий успешному запуску «Северноого потока — 2», активно готовит документы для его сертификации. И после их подачи германский регулятор Bundesnetzagentur — Федеральное сетевое агентство, сможет завершить процедуру в течение двух месяцев. То есть, скажем, в апреле, ровно пять лет спустя после того, как в компания Nord Stream 2 AG подписала с компаниями ENGIE, OMV, Royal Dutch Shell, Uniper и Wintershall соглашения о финансировании проекта газопровода «Северный поток — 2», он сможет начать работать. Хотя, очевидно, это не станет концом игры, но, по крайней мере, завершением ее важнейшего раунда.