Рынки начало трясти под ударом инфляции

Глеб Баранов
обозреватель Monocle.ru
11 февраля 2022, 08:00

На фоне обескураживающих данных об инфляции в США главные американские фондовые индексы завершили день в минусе. К концу волатильных торгов рынки были уже почти на 100% уверены, что в марте ставка ФРС будет поднята сразу на 50 базисных пунктов.

Richard Drew/AP/TASS

В том, что главным событием недели для рынков ценных бумаг обречены стать данные по январской инфляции в США, особых сомнений не было еще на выходных. Она по всем прикидкам должна была составить 7,2-7,3% (именно такие цифры давали опросы, проводившиеся разными агентствами). Это был бы сорокалетний максимум – с февраля 1982 года. Но на то, что обнародовало Минтруда США, не рассчитывали, кажется, даже убежденные медведи.

7,5% - это тоже сорокалетний пик. Но он мало того что заметно выше ожиданий, так еще и свидетельствует о сломе тенденции, в которую многие было поверили – снижение помесячных темпов инфляции. В октябре цены выросли на 0,9%, в ноябре – на 0,8%, в декабре – на 0,5%. И вдруг в январе вместо дальнейшего снижения темпов – рост до 0,6%. Базовый индекс потребительских цен вырос до 6% (максимум с августа 1982 года). Все это не соответствовало ни ожиданиям рынка, ни прогнозам ФРС.

Первые выводы были сделаны мгновенно – в марте ставку поднимут сильнее, а само ужесточение денежно-кредитной политики пойдет быстрее ожидавшегося. Фьючерсы на индексы упали. На премаркете начались распродажи акций – в первую очередь, технологических. Доходность десятилетних U.S. Treasury выросла с 1,927% до 2% (это максимум с августа 2019 года). Упал ряд товарных рынков.

А затем, по мере того, как участники торгов осознавали новую реальность, начались дикие скачки цен. Индексы и часть товарных рынков (например, нефть) вернулись в плюс, но лишь для того чтобы вновь упасть, подскочить и опять рухнуть.

То же происходило и с гособлигациями, в ходе падений и взлетов которых доходность U.S. 10 Year Treasury достигла 2,056%. Не самое привычное поведение для мирового эталона безрисковой доходности, но с начала года именно на ожиданиях роста ставки их доходность уже выросла с отметки 1,51%. А на текущих уровнях, защищая портфели, их уже вынуждены начинать продавать фонды ипотечных облигаций. Короткие бумаги были еще динамичнее: доходность U.S. 2 Year Treasury взлетала с 1,339% до 1,64% - более чем на 30 базисных пунктов.

По ходу торгов вероятность повышения ставки ФРС на 50 б. п. в марте оценивалась срочным рынком, согласно CME FedWatch Tool, все выше и выше, хотя и сильно колебалась. И если поначалу она взлетела лишь в район 44%, то позднее уверенность в резком ужесточении заметно выросла. В какие-то моменты шансы вплотную подходили к отметке 100%, но затем падали в район 90%. В конце дня было 94,7%. Но любая из последних цифр говорит о практически полной уверенности.

Это ситуация, когда уже не ФРС влияет на рынки своими действиями, а, напротив, они сами ведут ее. Вероятность того, что подняв ставку на 50 б.п., она затем на каждом заседании в этом году будет поднимать ее еще на 25 б.п. срочный рынок оценивает пока в 37,6%. Но шансы на то, что к концу года ставка, находящаяся сейчас на 0-0,25%, окажется в диапазоне 1,75-2% или выше, – уже 72,3%.

Все это, среди прочего, свидетельствует о снижении доверия рынка к риторике регулятора и это слабая позиция для ФРС, осложняющая ей борьбу с инфляцией. Изменились и прогнозы аналитиков, хотя пока и не так сильно, как настроения рынков. Так, экономисты Citigroup написали: «Компоненты базового индекса потребительских цен за январь указывают на устойчивую инфляцию, составляющую около 6% и распространяющуюся все шире, а не замедляющуюся, как предполагали прогнозы ФРС. Теперь мы ожидаем, что она повысит ставки на 50 б.п. в марте, после чего последуют четыре повышения на 25 б.п. в мае, июне, сентябре и декабре». В 2023 году они ждут еще трех повышений.

Торги основные американские фондовые индексы завершили в минус: Nasdaq потерял 2,1%, S&P 500 – 1,81%, Dow Jones Industrial Average – 1,47%. До минимумов 24 января, когда началась повышательная коррекция, пока, впрочем, еще довольно далеко. Однако новые попытки приблизиться к ним могут быть предприняты уже сегодня: после закрытия основной сессии фьючерсы на американские индексы находились в «красной зоне».