Золотой час

Анна Куклусова
3 февраля 2022, 13:45

Помимо Covid 19, есть и другие серьезные угрозы жизни и здоровью россиян, одна из главных – инсульт, который с каждым годом все «молодеет».

Вадим Скрябин/ТАСС
Читайте Monocle.ru в

Автор «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов предлагает запустить в стране «инсультные» бригады скорой помощи.

По данным Всемирной организации здравоохранения, инсульт занимает второе место в топе причин смерти во всем мире, уступая только инфаркту. В 2019 году на него приходилось свыше 11 процентов. Также он на третьем месте среди причин смерти и инвалидности в совокупности – 5,7 процента.

Как писал «Коммерсант» со ссылкой на The Lancet Neurology, в прошлом году ученые впервые представили системный анализ того, что происходит с инсультом. Ситуация тревожная – с 1990 по 2019, было зарегистрировано свыше 100 млн случаев. За почти 30 лет их количество выросло на 70 процентов, а смертность – на 43 процента.

Также есть показатель преждевременно утраченных лет полноценной жизни (Disability-Adjusted Life Years), или год жизни с поправкой на инвалидность. Он считает «бремя» заболевания, количество потерянных лет из-за инвалидности, продолжительной болезни или преждевременной смерти. Так, вот за те же годы человечество в общей сложности «потеряло» 143 млн лет.

Однако самая тревожная часть выводов ученых в той части, где говорится о том, что инсульт стремительно молодеет. Количество больных моложе 70 лет увеличилось на 22 процента, а показатель заболеваемости вырос на 15 процентов.

По данным Научного центра неврологии, до 15% случаев инсульта происходит в возрасте от 18 до 45 лет.

Пандемия коронавируса добавила дров: как отмечает Роспотребнадзор, инсульт считается самым тяжелым последствием коронавируса. Американские ученые пришли к выводу, что осложнения в виде инсульта у больных коронавирусом в восемь раз выше, чем у пациентов с гриппом – 1,6% против 0,2%.

С американскими коллегами согласили израильские ученые и добавили, что резко увеличилась заболеваемость среди молодежи, при этом даже среди тех, кто не был в группе риска.

Добавьте ко всему этому, что россиян исследователи в принципе считают в зоне риска по инсульту, и получается около 500 тысяч случаев ежегодно – такова неутешительная статистика диагностики инсультов в России. По данным Росстата, только в 2020 году он унес жизни 135,3 тысячи жителей страны.

При этом нужно понимать, что болезни весьма коварная – удар наступает стремительно, но не всегда удается его распознать. А помощь должна быть оказана в первые 4,5 часа, так называемый золотой час. Именно в этот период можно избежать необратимых последствий.

Чтобы наладить оказание медицинские помощи людям с инсультом, Дмитрий Давыдов предлагает создать в России «инсультные» бригады скорой помощи, которые спешно работают уже в некоторых странах. Свои идеи он сформулировал в некоммерческом проекте «20 идей по развитию России».

Минуты на счету

Если говорить простым языком, то инсульт – это нарушение кровообращения в мозге, которые приводит к его поражению. Есть два основных типа: ишемический и геморрагический.

Ишемический – самый распространенный, на него приходится, по разным оценкам, не менее трех четвертей всех зарегистрированных случаев. При нем тромб – по сути сгусток крови - закупоривает сосуд и блокирует приток крови, а значит и кислорода, к определенному участку мозга.

При геморрагическом инсульте в мозге разрывается кровеносный сосуд.

Среди симптомов, по которым часто можно выявить инсульт, ассиметричная улыбка – онемение или слабость лицевых мышц, спутанность сознания – речь может быть невнятной, похожей на речь пьяного, слабость мышц, нарушение зрения, сильная головная боль.

Однако симптомы не всегда очевидны ни пациенту, ни врачам, которые приезжают на помощь. При этом существует правило золотого часа – человеку с инсультом важно оказать медицинскую помощь в течение первых 4,5 часов. В случае, если тромболизис – терапия, направленная на растворение тромба, проведен вовремя, у больного высока вероятность восстановиться и сохранить трудоспособность.

Чтобы максимально сократить время диагностики, автор 20 идей Дмитрий Давыдов предлагает создать специализированную службу.

В Германии «инсультные» бригады скорой помощи появились еще в 2011 году. В итоге в Берлине с февраля 2017 года по октябрь 2019 года помощь в случаях инсульта специализированные и неспециализированные скорые оказывали помощь примерно поровну – 49% против 51%. Исследования показали, что «инсультные» бригады оказались более эффективными, они увеличивали выживаемость и снижали риск инвалидности для пациентов. Пациенты получали тромболизис чаще (60% против 48%) и в среднем на 20 минут раньше.

Такая же служба была запущена в Австралии в конце 2017 года. Она работала в радиусе 20 километров от Королевской больницы Мельбурна и покрывала  население в 1,7 миллиона человек. За первые два года работы медики выехали на 2,5 тысячи вызовов. В итоге каждый седьмой пациент, нуждающихся в тромболизисе, получил лечение в течение первого часа.

По мнению Дмитрия Давыдова, подобной службы не хватает и в России.

«Мы предлагаем в России оборудовать машины скорой помощи технологиями для оказания экстренной диагностики и терапии при инсульте. Чтобы определить степень поражения клеток мозга и назначить соответствующие лечебные процедуры, нужно провести экспресс-анализы и компьютерную томографию. Сейчас это делается в госпитале после приезда скорой помощи, на что уходит драгоценное время. Введение специализированных машин скорой помощи при инсульте поможет сэкономить время и начать лечение уже по пути в больницу. Такая скорая помощь (по примеру машин в Германии и Австралии) включает в себя: компьютерный томограф, мини-лаборатория для экспресс-анализа, оборудование для тромболизиса, видеосвязь с неврологом в больнице», – говорится в «20 идеях».

Благодаря оборудованию и связи с профильным специалистом, пациент получит своевременную помощь, не дожидаясь госпитализации.

Конечно, оснащение машин скорой помощи такой современной техникой потребует время,      значительного финансирования и помощи от государства, на которую надеется автор проекта. Однако даже циничный экономический подход говорит о том, что экономике страны выгоднее заплатить за «инсультные» бригады, чем ежегодно терять сотни тысяч трудоспособных налогоплательщиков.

Поэтому, по мнению Дмитрия Давыдова, «действия, направленные на снижение этих негативных последствий инсульта, будут выгодны во всех отношениях».