Ключевая ставка: на что поставит ЦБ 11 февраля

Борис Соловьев
обозреватель Monocle.ru
7 февраля 2022, 14:56

Ни у кого не вызывает сомнений, что в пятницу 11 февраля Банк России повысит ключевую ставку. Правда, одновременно ряд аналитиков ждет от Банка России сигнала на скорое сворачивание цикла ужесточения денежно-кредитной политики, или считает, что таким сигналом стало бы само по себе повышение на 100 б. п., до 9,5% Но и вариант роста показателя выше 10% годовых не исключается.

Коллаж: Тамара Ларина
Читайте Monocle.ru в

Инфляционные ожидания решили немного подождать

В ближайшую пятницу, 11 февраля совету директоров Банка России придется принять очень непростое решение по ключевой ставке. С декабря, напомним, она находится на уровне 8,5%.

Прогнозы российского регулятора о замедлении роста цен пока не оправдываются. Впрочем, то же самое можно сказать и про другие центробанки мира, в том числе ФРС США.

«В пользу повышения ключевой ставки по верхней границе ожидаемого диапазона (на 100 б. п.) складывается прежде всего устойчиво высокая инфляция. ЦБ на декабрьском заседании ожидал, что по итогам 2021 года она окажется вблизи 8%, а с начала года будет устойчиво замедляться», —рассуждает руководитель отдела макроэкономического анализа Финансовой группы “ФИНАМ” Ольга Беленькая.

Она указывает на то, что по итогам года инфляция составила 8,39%. С прогнозом ЦБ это расходится не сильно. Но, как отмечает аналитик, «по последним январским данным инфляция превысила 8,8% в годовом выражении и по итогам января может составить 8,8-8,9%». То есть, вместо замедления начался рост.

«При этом хочу напомнить, что ЦБ решительно настроен как можно скорее вернуть инфляцию к таргету 4%», — подчеркивает Ольга Беленькая. А между тем, еще дальше от таргета, чем фактическая инфляция, находятся инфляционные ожидания, хотя они и стали чуть меньше прежних.

«ЦБ РФ опубликовал отчет, в котором отметил, что инфляционные ожидания населения (на 12 месяцев вперед) в январе составили 13,7%, оставшись вблизи многолетних максимумов», — говорит начальник управления информационно-аналитического контента «БКС Мир инвестиций» Василий Карпунин. «В это же время, оценки сберегательных настроений остаются вблизи минимальных значений с 2015 года, несмотря на прошедший рост рублевых ставок», — указывает он, делая вывод, что баланс рисков значимо смещен в сторону проинфляционных.

Об этом же говорит и аналитик УК «КСП Капитал УА» Михаил Беспалов: «Согласно данным последнего опроса “инФОМ”, инфляционные ожидания россиян в январе, хоть и снизились до 13,7%, по-прежнему остаются высокими, что повышает вероятность более жестких действий со стороны ЦБ. То же можно сказать и о наблюдаемой инфляции, которая, согласно опросу, составила в январе 16,7% в годовом выражении».

При этом он обращает внимание на необходимость удерживать от падения курс рубля: «Еще один фактор, на который регулятору будет сложно не обратить внимание — это повышение геополитической напряженности и тот эффект, который волатильность рубля в конце января могла оказать на инфляцию. Хотя сейчас давление на валютный курс и на цены российских

финансовых активов постепенно снижается, риски, связанные с геополитическим фактором, также могут заставить ЦБ действовать жестче».

Действительно, ослабление рубля привело бы к повышению «импортируемой инфляции», то есть к удорожанию зарубежных потребительских товаров и комплектующих. Рост же курса рубля на первой неделе февраля стал исключительно следствием временной приостановки Банком России покупки валюты в рамках бюджетного правила. Между тем как по итогам января рубль стал дешевле.

«Дополнительным проинфляционным риском является ослабление курса рубля (за январь — на 3,5% к доллару) вследствие геополитических рисков и укрепления доллара к мировым валютам», — говорит Беленькая. «Впрочем, — отмечает она, — если в середине третьей декады января курс доллара штурмовал отметку 80 руб., то затем он заметно скорректировался вниз. Этому способствовало и решение ЦБ приостановить покупки валюты на внутреннем рынке по бюджетному правилу, но главным образом — надежды участников рынка, что риски наиболее острой фазы геополитического конфликта России с США и НАТО снизились и стороны продолжат переговоры. На этом фоне ЦБ может сделать шаг и менее 100 б.п.», — прогнозирует аналитик.

От оптимизма до алармизма

Всякий раз в преддверии повышения ключевой ставки, перечисляя аргументы, на которые будет опираться ЦБ, приходится констатировать и то, что такое повышение с высокой вероятностью способно привести к снижению темпов роста российской экономики и их отставания от среднемирового уровня. Мало того, вслед за ставкой возрастет стоимость банковских кредитов, что будет заложено в цены конечных товаров и создаст предпосылки для роста в среднесрочной перспективе той же инфляции.

Вряд ли эти обстоятельства неизвестны совету директоров ЦБ, что оставляет простор для более умеренных прогнозов. Вдруг ЦБ «сделает ставку» на рост?

К наиболее мягкому сценарию действий регулятора на ближайшем заседании склоняется руководитель направления инвестиционной аналитики банка «Ренессанс Кредит» Роман Чечушков. «С учетом значительного роста ставки на предыдущем заседании — на 100 базисных пунктов — и замедления инфляционных ожиданий населения до 13,7% в январе после 14,8% в декабре мы ожидаем ключевую ставку на уровне 8,75-9,25% по итогам заседания 11 февраля. Несмотря на сохранение проинфляционных рисков, наблюдается тенденция к замедлению роста цен: за неделю с 22 по 28 января инфляция составила 0,19% против 0,22% с 15 по 21 января», — говорит он.

И все же, остальные опрошенные «Экспертом» аналитики ожидают от Банка России более жестких шагов.

Так, начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Георгий Ващенко склоняется к тому, что «ставка будет повышена до 9,5% годовых». Правда, он делает обнадеживающую оговорку: «Рынок воспримет это как сигнал к завершению цикла ужесточения политики». Но тут же заставляет насторожиться: «Не менее важным будет обновленный прогноз макроэкономических параметров (ЦБ обещал опубликовать) и комментарии. Если ЦБ повысит ориентир по инфляции, значит, высокая ставка будет держаться продолжительное время».

«Банк России на заседании в следующую пятницу, вероятно, будет действовать жестко. Размер повышения ставки вполне может достичь 100 базисных пунктов, вплоть до 9,5%. При этом возможны и более мягкие сценарии, а конечный вариант будет зависеть в том числе от данных по итоговой инфляции за январь, которые станут доступны в середине недели», — считает Михаил Беспалов.

«Если еще несколько недель назад базовым прогнозом считалось увеличение на 50 б.п., то сейчас заметно выросли шансы на повышение в 75 и100 б.п. (до 9,5%), учитывая прошедшее ослабление рубля и ускоренное ужесточение ДКП со стороны других ключевых мировых ЦБ», — считает Карпунин.

«Мы полагаем, что ЦБ на заседании 11 февраля будет рассматривать диапазон повышения ключевой ставки на 50-100 б. п., причем, наиболее вероятными вариантами могут быть 75 или 100 б. п. Более радикальные повышения маловероятны, но теоретически возможны в случае резкого обострения геополитических/санкционных рисков в период до заседания», — поддержала коллегу Беленькая.

Очень осторожны эксперты в прогнозировании следующих за ближайшим заседанием действий Банка России.

«Если повышение будет на 100 б.п., то в базовом сценарии я бы ожидал завершения цикла повышения ставки», — выражает оптимизм Карпунин.

«После увеличения ключевой ставки в декабре председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина уточнила, что пока рано говорить об окончании цикла ужесточения политики, и регулятор допускает несколько раундов дальнейшего повышения ключевой ставки», — напоминает Чечушков. «В долгосрочной перспективе ставка Центрального Банка, вероятнее всего, не превысит 10% и при условии сокращения инфляционных ожиданий и темпов роста цен мы ожидаем окончание цикла ужесточения денежно-кредитной политики к концу 2022 года», — добавляет он.

«Мы полагаем, что в базовом сценарии ключевая ставка ЦБ все же не превысит на пике 10%, хотя полностью исключать этот сценарий не можем. Динамика ставки будет зависеть от пиковых значений инфляции, скорости последующего снижения инфляции и инфляционных ожиданий, возможного проинфляционного влияния ослабления курса рубля вследствие возможных новых жестких санкций или ускоренной нормализации ДКП мировых центробанков. В случае устойчивого замедления инфляции ЦБ может перейти к постепенному снижению ставки во второй половине 2022 года», — чуть менее оптимистична Беленькая.

Но есть и более негативные прогнозы.

Так, Беспалов говорит: «Что касается максимальной величины ставки на горизонте года, то еще в начале декабря глава ЦБ Эльвира Набиуллина говорила о том, что регулятор не ждет, что в 2022 году ставка достигнет двузначных значений. Тем не менее, если инфляция и инфляционные ожидания продолжат демонстрировать рост, а описанные выше риски будут оставаться на повестке дня, то в первом полугодии перед завершением цикла ужесточения ДКП мы вполне можем увидеть двузначное значение ставки».