В понедельник распродажи облигаций, как обычно в последнее время связанные преимущественно с ожиданием ужесточения денежно-кредитной политики, возобновились. Доходность эталонных десятилетних U.S. Treasury взлетела до 1,939% - это новый максимум с первых дней января 2020 года. Пятилетние Note достигли 1,788% — уровень августа 2019 года.
Продажи шли и в Европе, так что доходности (они меняются обратно пропорционально ценам) и здесь быстро росли. В Германии двухлетками была достигнута цифра -0,215% — несмотря на отрицательное значение, это высший уровень с сентября 2015 года. Немецкие десятилетние облигации, только в январе впервые за три года показавшие положительную доходность, достигли уровней января 2019 года — 0,25%. Итальянские десятилетки достигли 1,901% — максимум с мая 2020 года.
Эта волна роста доходностей стартовала в пятницу, когда вышли ошеломительные данные по рынку труда в США. Невероятный скачок числа рабочих мест на фоне роста заработной платы на 0,7% за месяц немедленно вызвал спекуляции о более резком ужесточении денежно-кредитной политики. А когда рынки несколько успокоились, на помощь медведям пришли чиновники из Европы с ястребиными комментариями.
Президент центробанка Нидерландов и член Совета управляющих ЕЦБ Клаас Нот в воскресенье заявил, что ожидает повышения европейской ставки к концу этого года, причем вскоре после этого последует и второе. Это выглядело очень правдоподобно — на прошлой неделе, президент ЕЦБ Кристин Лагард не подтвердила свое прежнее заявление, что повышение в 2022 году «очень маловероятно». Тогда она заявила на пресс-конференции, что экономическая ситуация «действительно изменилась».
Но это лишь информационные поводы. Базовые причины продаж облигаций не меняются давно — все возрастающая уверенность рынка во все более жестком сценарии денежно-кредитной политики.
Результаты налицо — с начала года прирост доходности по 10-летним U.S. Treasury превысил 42 базисных пункта.
Может показаться, что рынок спешит, заложив в доходность уже почти два повышения ставки шагом в 25 б.п. Но это не так. При этом некоторые ветераны Уолл-стрит вообще считают, что он отстает, а большая часть пути еще не пройдена — заметно более высокие ставки по всему миру неизбежны.
«Что касается гособлигаций, то моя позиция заключается в том, что я продал бы их все без покрытия, — говорил в понедельник на CNBC один из них президент и глобальный стратег Independent Strategy Дэвид Рош. — В шорт — немецкие облигации, которые сейчас имеют положительную доходность, в шорт — итальянские, в шорт американские. И точно также я продал бы без покрытия британские, потому что мы увидим феноменальную инфляционная спираль в Великобритании».
Он уже выступал неделю назад с медвежьими прогнозами относительно рынка акций, но он может себе это позволить. Поколения трейдеров меняются быстро. Даже кризис 2008 года многие не застали и хорошо еще, если помнят про него по книгам. Мало осталось свидетелей взрыва пузыря доткомов, азиатского или японского кризиса, не говоря уж о крахе 1987-го. А Дэвид Рош там был: «В этом бизнесе практически не осталось никого, кроме меня — что говорит о моем возрасте — не осталось никого, кто действительно помнил бы, что такое медвежий рынок на деле».