Европейский бизнес запросил господдержки у России

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
7 февраля 2022, 12:08

Ассоциация европейского бизнеса просит российское правительство не включать Швейцарию, Кипр и ряд других европейских стран в так называемый «офшорный перечень», чтобы не лишать зарегистрированный там бизнес господдержки.

Коллаж: Тамара Ларина
Читайте Monocle.ru в

Глава Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Тадзио Шиллинг обратился с письмом к вице-премьеру Алексею Оверчуку и в его лице к российскому правительству с просьбой не включать Швейцарию, а также ряд других европейских стран в так называемый офшорный перечень. Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на текст документа, попадание какой-либо европейской юрисдикции в этот список не позволит ряду владельцев российских компаний претендовать на господдержку с 2023 года.

В конце 2021 года Минфин получил право расширять список «нежелательных» юрисдикций за счет формирования нового перечня государств и территорий, которые используются для промежуточного (офшорного) владения активами в России. Министерство подготовило проект перечня — в него, помимо типичных офшорных юрисдикций, включены такие европейские страны как Швейцарская Конфедерация, Республика Кипр, Ирландия и Черногория, говорит Шиллинг.

В то же время в Бюджетном кодексе существует норма, регулирующая получение госсубсидий и инвестиций компаниями, владельцы которых зарегистрированы в офшорах или государствах с льготным налоговым режимом, не предусматривающим раскрытия данных о финансовых операциях.

«АЕБ выражает свою обеспокоенность данным подходом Минфина, юридически закрепляющим статус "зон промежуточного владения", которые, несмотря на отсутствие офшорных целей и признаков, становятся "неполноценными" экономическими партнерами нашей страны», — написал Тадзио Шиллинг.

«Швейцарские компании и другие европейские инвесторы являются одними из крупнейших инвесторов в экономику страны, и доступ к государственным субсидиям и государственным инвестициям может иметь важное значение для их проектов в России», — отметил Шиллинг, указав также, что Швейцария является местом расположения значительного количества штаб-квартир крупных, всемирно известных компаний, дочерние структуры которых оперируют в России.

«Швейцария никогда не рассматривалась как офшорная юрисдикция и исторически не использовалась для промежуточного владения российскими активами. Национальное законодательство Швейцарии не соответствует критерию "низконалоговой" юрисдикции», — подчеркнул он.

Глава АЕБ отметил также, что изменение подхода к определению офшорных территорий не обсуждались с бизнесом. Он попросил правительство организовать обсуждение с представителями бизнеса концепции проекта приказа Минфина, критериев зон офшорного (промежуточного) владения, и рассмотреть вопрос об исключении европейских юрисдикций из указанного перечня.

«Вопросы, изложенные в письме АЕБ, в настоящий момент прорабатываются совместно с представителями ассоциации и бизнес-сообщества», - отметили в пресс-службе Минфина. В ведомстве напомнили, что в России для деофшоризации созданы специальные административные районы (САР) и создана возможность переезда (редомициляции) из иностранных юрисдикций в российскую.

«Бюджетным кодексом предусмотрен отлагательный срок начала действия обсуждаемых норм (с 1 января 2023 г.), предоставляющий время для принятия решений для российского бизнеса. При этом предусмотрена возможность принятия отдельных решений в рамках общего запрета, в том числе гарантирующих сохранение благоприятных условий функционирования в России бизнеса с швейцарским происхождением», — заявили в Минфине.

В министерстве подчеркнули, что включение Швейцарии в перечень государств, используемых для промежуточного владения, не имеет отношения к вопросам налогообложения, налоговой политики России и двусторонним соглашениям об избежании двойного налогообложения.

За низкие налоги придется заплатить

Правительство давно проводит политику «приземления» крупных компаний в России, мотивируя их снижать долю иностранного участия и открывать в стране официальные юридические лица отмечает Никита Донцов, руководитель коммуникационной группы «Влияние». Это позволяет не только снизить потенциальное воздействие международных санкций на экономику нашей страны, но и увеличить налогооблагаемую базу и, соответственно, поступления в бюджет России.

Многие бизнесмены стремятся создать компанию в стране, где действует «английское право», обеспечивающее более эффективную защиту бизнеса и частной собственности, говорит эксперт. В частности, многие собственники крупнейших российских строительных компаний и продуктовых ритейлеров скрыты за компаниями на Кипре и недоступны для российских правоохранителей. Очевидно, что Россию не устраивает такое бегство в иностранную юрисдикцию крупнейших налогоплательщиков. Лишение оффшорных компаний права получать господдержку способно изменить ситуацию в некоторых сегментах.

Пока же крупный бизнес зачастую выводит в офшоры и страны, не предусматривающие раскрытия данных о финансовых операциях, большую часть прибыли, заработанной в России, но в то же время требует существенной господдержки, констатирует Донцов.

Руки прочь от тихих гаваней

И все же, считает основатель и CEO Talkbank Михаил Попов, создание списка стран промежуточного офшорного владения компаниями, куда будут включены такие европейские страны, как Швейцария и Кипр, может создать ряд проблем для российских предприятий.

Особенно болезненной является норма в 25%, которую хотят установить вместо 100% владения, потому что 25% — типичная доля владения инвесторов, в том числе иностранных. Применение такой нормы, считает Попов, будет дестимулировать иностранные инвестиции в российскую экономику и, как следствие, приведет к снижению важных национальных макроэкономических показателей: приток иностранной валюты, спрос на российские акции и цены на фондовом рынке. Такая защита со стороны Минфина кажется не только избыточной, но и вредной — тем более, что бизнес-сообщество, ради которого эти законы принимаются, выступают явно против.

Нужно понимать, объясняет эксперт, что страны, о которых идет речь, на самом деле не являются налоговыми оффшорами. Со всеми ними подписано соглашение о двойном налогообложении, где увеличены ставки налога на прибыль. Кроме того, сами страны в своей структуре имеют высокую ставку налогов на персонал и требуют присутствия полноценного органа управления компанией. Зачастую также требуется полный набор специалистов операционного и производственного характера для того, чтобы исключить элемент офшора или бенефициарной прослойки, которая выполняет роль надстройки над настоящим бизнесом.

Кроме того, и в Швейцарии, и на Кипре, развита индустрия Family-office и Privat equity фондов, которые целевым образом управляют активами своих бенефициаров по всему миру, в том числе в России. Это их нормальная деятельность, на которой они специализируются, и ради которой к ним обращаются бенефициары. Здесь речь идет не только о владении и управлении активами, но и об управлении стоимостью активов.

Подход Минфина к вопросу ухудшит конкурентное положение этих активов, уверен Попов. По его словам, они будут ограничены в получении господдержки и станут менее конкурентными в сравнении с иностранными компаниями, которые будут работать и находиться на Кипре или в Швейцарии и получать господдержку от этих стран.

Что же касается защиты от санкций, то вряд ли лишение российских бенефициаров господдержки каким-либо образом защитит их от потенциальных санкций за рубежом, полагает банкир. Кроме того, бенефициары, которые опасаются таких санкций, очевидно, самостоятельно ищут способы защиты. Переезд в российские особые экономические зоны или другие аналоги офшоров вряд ли принесет им пользу. Те, кому это выгодно и удобно, смогут этим воспользоваться без каких-либо отдельных законов и подзаконных актов о списках офшорных стран промежуточного владения компаниями.

Либо стремный офшор — либо спокойная господдержка

Не стоит забывать, что в первую очередь вопрос ведения бизнеса через офшоры касается компаний, которые претендуют госсподдержку, напоминает Леонид Ковалев, адвокат Коллегии адвокатов «Адвокат Премиум».

Многие бизнесмены не желают прозрачности и публичности сведений о владении своими активами, поэтому предпочитают вести бизнес через иностранные юрисдикции. Швейцария, не являясь офшором, на протяжении многих лет являлась крайне привлекательной юрисдикцией с точки зрения системы налогообложения и обеспечения сохранения конфиденциальности информации о конечном бенефициаре активов. Поэтому в последние годы отток капиталов в эту юрисдикцию растет, констатирует юрист.

Внесение Швейцарии в список Минфина юридически заблокирует многим компаниям получение финансирования (поддержки) от государства. Также снизится число компаний, которые смогут участвовать в тендерах и выполнять работы по государственным контрактам, отмечает Ковалев.

Кроме того, для бизнеса повышаются риски более пристального внимания со стороны государственных контролирующих и правоохранительных органов РФ к операциям, осуществляемым через юрисдикцию, входящую в список, или внутри нее. Например, налоговые риски, связанные с возможными дополнительными налоговыми обязательствами: если физическое лицо (резидент РФ) будет прямо или косвенно контролировать данную компанию, то доход, полученный такой организацией, будет вменён этому физическому лицу и обложен налогом на территории РФ.

Появятся и дополнительные уголовно-правовые риски, связанные с ведением офшорной деятельности и распределением дохода бенефициару — физическому лицу, отмечает юрист. Так, например, получение средств со счетов офшорных компаний на личные счета бенефициаров без декларирования данного дохода при определённых обстоятельствах может квалифицироваться как уклонение от уплаты налогов, что может повлечь применение к бенефициару мер уголовной ответственности.

Отдельного внимания заслуживает вопрос, связанный с наследованием акций (или так называемого «бенефициарного интереса») офшорной компании, считает Ковалев. Наследники бенефициара в случае его смерти рискуют потерять средства на счетах офшорной компании, поскольку ввиду конфиденциальности информации определить, в каких конкретно компаниях умерший владелец был учредителем, практически невозможно.