Бутерброд за рулем до добра не доведет

8 февраля 2022, 15:36

Дмитрий Давыдов предложил, как снизить аварийность из-за невнимательности водителей

PA Images\TASS

Верховный суд РФ в феврале 2022 года признал законным запрет на употребление ряда лекарств при вождении автомобиля, поскольку это влияет на способность управлять транспортным средством. Условный «Корвалол» или «Терафлю» могут снизить внимательность водителя и привести к ДТП. Однако не только лекарственные средства способны повлиять на концентрацию водителя.

В ноябре 2021 года в центральном районе Тольятти Самарской области произошло столкновение автомобилей из-за того, что один из шоферов отвлекся поскольку пролил на себя горячий кофе. Неудобная обувь также не раз становилась причиной аварий, как и нанесение макияжа за рулем. Тем не менее, все эти опасные факторы не закреплены и не запрещены никакими нормативными актами. Дмитрий Давыдов считает, что подобное опасное поведение за рулем нужно запретить, а за нарушение правил ввести административную ответственность. Какие именно действия нужно признать рискованными и как это поможет снизить аварийность на дорогах Давыдов изложил в некоммерческом проекте «20 идей по развитию России».

За руль опасно

В российском законодательстве понятие «опасное вождение» появилось в 2016 году. Под ним понимается вождение, в результате которого было совершено действие, создавшее угрозу гибели, травмы или повреждения кого-то из участников движения. К таким действиям относятся перестроение при интенсивном движении или ситуация, когда водитель не уступил дорогу, когда должен был. Моменты, когда человек сидит за рулем в наушниках, и не слышит сигнала другого автомобиля, или же жует гамбургер и отвлекается на то, чтобы собрать упавшие кусочки еды, в законодательстве не обозначены.

Между тем в европейских странах подобные неочевидные нюансы уже описаны в нормативных актах. В Испании водителей могут привлечь к ответственности за вождение в опасной обуви, к которой относятся сланцы, туфли на высоком каблуке, танкетке и другая, вызывающая стеснение и неудобства обувь. Нельзя также ездить босиком, с голым торсом или в купальном костюме. Положив ноги на переднюю панель автомобиля, испанцы также рискуют быть наказанными. Размер штрафов за подобные нарушения составляет от 80 до 200 евро (6 600 – 16 600 рублей). Мера оказалась эффективной: благодаря, в том числе штрафам, число ДТП в Испании сократилось на 44% с 2010 по 2020 годы. Теперь страна находится на четвертом месте среди государств Евросоюза с самым низким уровнем смертности на дорогах. Опережают ее только Швеция, Мальта и Дания.

В Великобритании за неудобную одежду и обувь, которые препятствуют полному контролю над транспортным средством, также могут оштрафовать. За сланцы, высокие каблуки или отсутствие обуви полиция имеет право выписать штраф по статье «Небрежное вождение» или «Вождение без должной осторожности и внимания или без учета других участников дорожного движения». Размер штрафа – 100 фунтов (10 000 рублей). За ДТП, которое произошло из-за неудобной обуви, водитель может получить штраф в размере до 5 000 фунтов.

Во Франции водители в соответствии с местным законом должны всегда иметь возможность совершить маневр, изменить скорость без задержки, и в их поле зрения не должно быть посторонних предметов. Поэтому неудобная обувь может стать поводом для штрафа. Кроме того, с 2015 года в стране также ввели штрафы за вождение в наушниках - 135 евро (11 200 рублей), поедание сэндвича, слишком громкую музыку и макияж во время езды - 75 евро (6 200 рублей).

Зорки и бдительны

Невнимательность является одной из самых частых причин дорожно-транспортных происшествий. По итогам опроса более 2,3 тыс. водителей в 2020 году, 49% подтвердили, что      имеют привычку отвлекаться от дороги, 5% указали, что отвлекаются часто, а 3% признались, что попали в аварию из-за того, что отвлеклись во время езды. Другое исследование показало, что скользящая обувь на ноге - тапочки, сланцы - увеличивают тормозной путь на 0,13 секунд, то есть на целых 3,5 метра при скорости 97 км/ч. Это происходит из-за того, что скорость, с которой ногу переставляют с одной педали на другую замедляется, а сила нажатия педали снижается. Также есть риск того, что сланец может соскользнуть и застрять между полом и педалью. Сотрудники ГИБДД также отмечают, что злоупотребление косметикой за рулем является фактором риска возникновения ДТП, а вред от использования наушников был неоднократно доказан российскими и зарубежными исследованиями и опросами.

Дмитрий Давыдов предлагает на основе международного опыта и с учетом российской действительности ввести административную ответственность за подобные нарушения. Это поможет сократить уровень травматизма и количество смертей на дорогах России, уверен автор.

Во-первых, необходимо закрепить запрет на вождение в опасной обуви или босиком, поскольку подобный элемент гардероба увеличивает риски возникновения дорожно-транспортных происшествия.

Во-вторых, под запрет должны попасть прием пищи и нанесение макияжа во время вождения, поскольку эти действия напрямую отвлекают внимание водителя от дороги. Ситуация становится более рискованной, когда прием пищи или нанесение макияжа происходят в спешке. Кроме того, от резкого толчка или движения автомобиля водитель может нанести вред самому себе: пролить горячий кофе или попасть кисточкой для макияжа в глаз. «Отсутствие запрета за такие действия формирует в гражданах, находящихся в спешке, плохую и опасную привычку заниматься посторонними делами за рулем. Четко обозначенная позиция закона в том, что отвлекаться на еду и макияж из соображений безопасности не стоит, сможет изменить поведение в обществе. И тогда даже торопящиеся водители будут парковаться, прежде чем перекусить или поправить внешний вид», - подчеркивает Давыдов.

В-третьих, опасным стоит признать использование наушников во время вождения, поскольку они снижают способность слышать то, что происходит вокруг, а также мешают сосредоточиться на вождении.

Дмитрий Давыдов создал проект в 2016 году, а в период пандемии дополнил идеи и вдохнул в них новую жизнь. «20 идей» написаны из гуманистических соображений и направлены на улучшение жизни россиян, подчеркивает автор. Однако без законодательной поддержки государства реализовать их будет невозможно. Поэтому Давыдов надеется на поддержку со стороны властей.