В Минэкономразвития решили сказать правду о росте цен

Константин Смирнов
обозреватель Monocle.ru
8 февраля 2022, 19:31

Ведомство Максима Решетникова передало в правительство скорректированный прогноз инфляции в этом году. Вместо заложенных в бюджет 2022 года 4%, к его концу ожидается 5,9%. Большинство независимых экспертов согласны с таким уточнением. Но есть и алармистские прогнозы: цены подпрыгнут на целых 10%.

Дмитрий Астахов/POOL/ТАСС
Министр экономического развития РФ Максим Решетников

Минэкономразвития вообще отличается стремлением к пересмотру своих прогнозов макроэкономических индикаторов. Прежде, правда, министерство выдавало их весьма заблаговременно, и за это правительственных прогнозистов постоянно критиковали независимые эксперты, а особенно — потребители информации из сферы бизнеса.

Больше всего в этом плане «везет» инфляции. Прошлый год начинался с 3,7%. В апреле планку подняли до 4,3%. В сентябре — до 7,4%. Год завершили на отметке, по данным Росстата, в 8,39%. И вот теперь, наконец, Минэкономразвития, по неофициальной информации, отправил для обсуждения в правительство прогноз на этот год в 5,9%. (Напомним: ЦБ пока стоит на 4-4,5%.)

«Скользящим прогнозом», назвал цифровые упражнения ведомства Максима Решетникова директор Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton Игорь Николаев. И предложил коллегам сразу давать прогнозы, более близкие к реальному положению дел. Прогнозы ЦБ, по мнению Николаева, чуть точнее: регулятор дает не одну цифру, а предлагает ценовой коридор. В частности, в декабре прошлого года Банк России подтвердил собственный сентябрьский прогноз инфляции на 2022 год в 4%-4,5%. То есть, исходя из оценки, что к концу этого года таргет в 4% может быть достигнут, аналитики Эльвиры Набиуллиной несколько подстраховываются, предупреждая, что инфляция все-таки может и немного превысить прогнозные значения. Но это не катастрофично.

Однако в январе, как известно, ситуация с потребительскими ценами продолжала ухудшаться. Особенно в первые две недели месяца. Еженедельные темпы инфляции достигали 0,22%. Правда, в последние две недели они снизились до 0,19%. Но в результате месячная инфляция предварительно достигла 1,07% (окончательные данные Росстат опубликует 9 февраля). Среднесуточные показатели почти в два раза опережали прошлогодние цифры. А инфляция в годовом выражении поставила антирекорд с января 2016 года — 8,82%.

Вероятно, между ЦБ и правительством продолжают оставаться некоторые разногласия. В правительстве время от времени поднимают вопрос о необходимости разделить ответственность с ЦБ за стимулирование экономического роста, как это делается в США и ЕС. Но глава регулятора Эльвира Набиуллина успешно отбивает, атаки, справедливо указывая, что рост ВВП зависит прежде всего от инвестиционного климата, а за защиту капиталовложений в первую очередь отвечает именно правительство.

Развернет ли в этих обстоятельствах ЦБ битву прогнозов, пока не ясно. Кстати, в регуляторе тоже не всегда точно прогнозируют. В октябре прошлого года, например, там считали, что инфляция в 2021 году войдет в коридор 7,4-7,9%.

Но ответить Минэкономразвитию придется. В январе Владимир Путин дал поручение всем экономическим ведомствам уточнить макроэкономические прогнозы. Традиционно, в федеральный бюджет заложена максимально низкая ожидаемая инфляция в 4%. И даже при этой цифре профицит бюджета запланирован в 1,4 трлн руб. (1% ВВП). При более быстром росте цен бюджет пополнится значительными незапланированными суммами. Но вырастут и расходы на реализацию государственных заказов. К тому же неизбежное падение потребительского спроса замедлит экономический рост. Поэтому опубликовать информацию о росте инфляции необходимо в выгодное для правительства и ЦБ время, чтобы снова не подстегнуть инфляционные ожидания, которые в январе стали снижаться.

Но в любом случае 4% годовой инфляции в этом году выглядят нереальными. Не случайно консенсус-прогноз «Эксперта» сходится на 6-6,5% — так считают большинство опрошенных независимых экспертов. Аналитики исходят из двух, по сути, играющих друг против друга тенденций.

На снижение темпов инфляции по сравнению с прошлым годом повлияет неизбежное сокращение потребительского спроса. Эффект отложенных в период пандемии крупных покупок наверняка продолжит срабатывать, поскольку прошлогодняя инфляция во многом съела сбережения. К тому же, в 2021 году образовалась слишком высокая инфляционная база.

Наоборот, продолжат восстанавливаться производственные и логистические цепочки. Правительство нацелено на резкий рост посевных площадей, чтобы обуздать рост продовольственных цен. Все это может привести, полагает директор Института экономики роста им. Столыпина Антон Свириденко, к торможению инфляции в коридоре 4-5%.

Но остаются и негативные тенденции: мировая инфляция и экономическая неопределенность, вызванная геополитическими факторами. Поэтому пессимист Николаев верит в 10-процентную инфляцию в 2022 году.